Положение о кураторе учебной группыучреждение образования «Минский государственный колледж строителей имени В.Г. Каменского»
Разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы куратора учебной группы в учреждениях, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования» от 23.08.2019 года.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Куратор учебной группы (далее – куратор) назначается приказом директора колледжа из числа преподавателей на весь период обучения учащихся.
2. В своей работе куратор руководствуется:
- Кодексом Республики Беларусь об образовании,
- Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,
- Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2026 гг.,
- постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 106 «О некоторых вопросах среднего специального образования», от 5 августа 2011г. № 216 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования»,
- государственными программами, планами, комплексами мер по различным направлениям воспитательной работы,
- Уставом колледжа, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.
3. Работу куратора по осуществлению воспитательного процесса в учебной группе координирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4. Методическое обеспечение деятельности куратора на уровне колледжа осуществляет методическое объединение кураторов.
5. Куратор в процессе организации идеологической и воспитательной работы с обучающимися взаимодействует с педагогическими работниками, законными представителями обучающихся, медицинскими работниками, руководителями первичных общественных объединений, работниками правоохранительных органов, другими заинтересованными.
6. Основными требованиями к работе куратора являются профессиональная компетентность, готовность к осуществлению идеологической и воспитательной работы, гражданственность, высокая нравственная и политическая культура, психологическая культура, ответственность и коммуникабельность.
7. Организационно-воспитательная работа, проводимая куратором в учебной группе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие виды работ:
- индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, культурно-массовая работа, организация мероприятий идеологической, гражданской, патриотической, духовно-нравственной направленности, поликультурное, экономическое, эстетическое воспитание, воспитание психологической культуры и культуры здорового образа жизни, формирование самосохранительного поведения учащихся, воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, семейное и гендерное воспитание, реализация совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы социально-педагогической поддержки психологической помощи обучающимся, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры быта и досуга, профилактика противоправного поведения учащихся, взаимодействие с законными представителями по вопросам воспитания и обучения.
ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
8. Куратор обязан:
8.1. изучать и анализировать качество воспитания в учебной группе, индивидуально-личностные особенности каждого учащегося (на основе методических рекомендаций по применению критериев и показателей эффективности идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогическими работниками в учреждениях профессионального образования, утвержденных 12 марта 2019 г.) с целью совершенствования воспитательного процесса, формирования коллектива и проведения индивидуальной работы с каждым обучающимся;
8.2. осуществлять в учебной группе идеологическую и воспитательную работу на основе государственной идеологии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов и потребностей учащихся, специфики колледжа и социокультурной среды;
8.3. проводить еженедельно информационные часы с использованием современных интерактивных форм и методов работы, с целью своевременного ознакомления обучающихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны, региона по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
8.4. проводить еженедельно кураторский час по запланированной тематике, в том числе, не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, соблюдения правил внутреннего распорядка, предупреждения случаев противоправного поведения, необходимости соблюдения требований техники безопасности в учебный и внеучебный период, результатам учебной деятельности (практики) учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни учебной группы колледжа;
8.5. осуществлять контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины и посещаемости учебных занятий учащимися, постоянно информировать законных представителей об успеваемости, случаях нарушений дисциплины и пропусков учебных занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности законных представителей за результаты обучения и воспитания обучающихся;
8.6. способствовать созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укрепления дисциплины в ходе образовательного процесса, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования;
8.7. способствовать созданию в учебной группе, колледже здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;
8.8. изучать особенности семейного воспитания учащихся, выявлять учащихся, находящихся в неблагополучной жизненной ситуации, информировать администрацию о наличии признаков социально опасного положения в отношении несовершеннолетних учащихся, проводить работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению обучающихся, профилактике противоправного поведения;
8.9. информировать администрацию о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних учащихся, а также о случаях противоправного поведения учащихся;
8.10. осуществлять постинтернатное сопровождение учащихся из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период обучения и в течение 2 лет после выпуска;
8.11. обеспечивать конфиденциальность при работе с информацией, полученной в ходе оказания психологической помощи;
8.12. оказывать педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», другим молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
8.13. развивать традиции колледжа, учебной группы, содействовать обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;
8.14. содействовать вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, деятельности органов ученического самоуправления;
8.15. осуществлять организацию воспитательного процесса в учебной группе на основе планирования идеологической и воспитательной работы, общественно полезного труда, отдыха и оздоровления учащихся во внеучебное время и каникулярный период;
8.16. способствовать формированию сплоченного коллектива учебной группы, основанного на принципах уважения и доброжелательного отношения к каждому учащемуся независимо от материального положения и социального статуса его родителей;
8.17. содействовать воспитанию культуры быта и взаимодействия учащихся, проживающих в общежитии;
8.18 содействовать организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;
8.19. соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни учащихся;
8.20. вести установленную в колледже документацию учебной группы:
- вести журнал куратора;
- оформлять учебный журнал;
- оформлять сводную ведомость успеваемости учащихся;
- составлять характеристику на учащегося.
8.21.повышать квалификацию и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
ПРАВА КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
9. Куратор имеет право:
9.1. выбирать педагогически обоснованные формы, методы, пути и средства воспитательной деятельности, воспитательные технологии в учебной группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций учащихся;
9.2. вести педагогические наблюдения за учащимися (в том числе и во время учебных занятий, экзаменов и иных мероприятий, проводимых в колледже), изучать условия проживания и семейного воспитания;
9.3. вносить на рассмотрение директора, совета колледжа, педагогического совета и методического объединения кураторов предложения по совершенствованию образовательного процесса, планированию и реализации воспитательной работы;
9.4. вносить предложения по поощрению учащихся и их законных представителей, а также предложения по привлечению учащихся к дисциплинарной ответственности за нарушение Устава и правил внутреннего распорядка колледжа;
9.5. рекомендовать кандидатуры учащихся в органы ученического самоуправления, актив общественных объединений;
9.6. участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности учащихся учебной группы;
9.7. получать со стороны руководителя, его заместителей, методического объединения кураторов, структурных подразделений учреждения образования организационную, методическую помощь по вопросам воспитания, участвовать в семинарах, конференциях и иных мероприятиях по вопросам реализации идеологической, воспитательной работы и государственной молодежной политики;
9.8. участвовать в проведении конкурсов педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
9.9. присутствовать на учебных занятиях и экзаменах курируемой учебной группы (по согласованию с преподавателем).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
10. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе непосредственно координирует и направляет деятельность кураторов, обеспечивает оказание им организационной и методической помощи, а также осуществляет контроль за качеством организации воспитательного процесса в учебной группе.
11. Куратор планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей учебной группы, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы колледжа на учебный год, на основании анализа качества воспитания в учебной группе за предыдущий учебный год (за исключением групп 1-го курса). Планирование включает в себя разработку планов идеологической и воспитательной работы учебной.
12. Содержание работы куратора отражается в плане работы на учебный год и журнале куратора учебной группы, в результатах педагогических исследований, учебно-методических материалах, иных формах отчетности.
13. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы ежемесячно отражается куратором в журнале куратора учебной группы (отчет о выполнении плана идеологической и воспитательной работы).
14. Итоги работы за учебный год куратор отражает в годовом отчете.
15. Куратор участвуют в работе методического объединения кураторов учебных групп, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы кураторов.
16. При грубых нарушениях обучающимися правил внутреннего распорядка колледжа и не реагирования на неоднократные действия куратора, сведения об обучающемся направляются в письменной форме заместителю директора по учебно-воспитательной работе для принятия оперативных мер, в противном случае вся ответственность ложится на куратора.
17. Кураторы учебных групп несут ответственность за несвоевременное выполнение возложенных на них обязанностей функций, а также невыполнение решении руководства колледжа в части касающейся их компетенции.
Методические рекомендации по организации и проведению информационного часа
Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование политической и информационной культуры учащейся молодежи, уважения к культурному и научному наследию, историческим достижениям Республики Беларусь, создание условий для участия подрастающего поколения в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Цель информационного часа – помочь молодежи ориентироваться в потоке происходящих в мире и стране событий, выработать активную гражданскую позицию, осознанно участвовать в общественной жизни.
Основными принципами проведения информационного часа являются: актуальность, интерактивность, подача материала в современной, интересной для молодежи форме.
Информационные часы проводятся еженедельно и прописаны в режиме работы колледжа, утверждены директором. Информационные часы могут проводиться до начала учебных занятий и после их завершения. При составлении расписания учитываются мнения и пожелания учащихся, особенности образовательного процесса колледжа. Информационный час может стоять в расписании в любой день недели.
Временной промежуток информационного часа − от 20 до 45 минут.
Организация информационного часа требует тщательной работы, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.
Этапы подготовки информационного часа
1 Определение темы информационного часа. Информационные часы проводятся по тематике, утвержденной заместителем директора по УВР, в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными программно-планирующей документацией воспитания, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и другими документами.
Планирование тематики информационных часов рекомендуется осуществлять заранее, с учетом актуальных событий в стране, в мире, интересов учащейся молодежи. При необходимости тематический план проведения информационного часа корректируется в зависимости от значимости тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.
2 Определение цели и формата. Необходимо максимально конкретно сформулировать цель – какую информацию необходимо донести до молодежи. От этого зависит формат мероприятия, концепция, время проведения и длительность, роли в команде, оформление зала, звуковое сопровождение.
3 Планирование и проектирование мероприятия. При планировании осуществляется подбор форм (рубрик) проведения мероприятия, его содержание. Сначала готовится список главных задач, которые максимально детализируется в виде конкретных шагов.
4 Распределение зон ответственности. Определение ответственных и исполнителей для каждой рубрики, с учетом умений, способностей и интересов учащихся. Очень важно распределить задачи и ответственность между членами команды не только на этапе подготовки, но и во время проведения мероприятия. Целесообразно обеспечить всю команду планом с распределением обязанностей. При подготовке информационного часа рекомендуется вовлечение информационных секторов органов самоуправления, а также привлечение максимального числа учащейся молодежи к различным формам активности при подготовке мероприятия.
5 Информационное наполнение рубрик должно быть направлено на всестороннее раскрытие выбранной темы. Разработка вопросов, конкретизирующих тему, подбор актуальных материалов по теме, информационное и методическое обеспечение.
6 Разработка сценария, подготовка оформления, раздаточных материалов.
7. Выбор ведущих (модераторов), способных заинтересовать сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.
8 Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
9 Разработка материалов для обратной связи. Обратная связь может быть в форме распечатанных оценочных листов, заполняемых в конце события, или в форме онлайн-опроса, отзывов посредством социальных сетей, видео-отзывов в конце мероприятия. Вопросы могут оценивать разные аспекты: форму проведения мероприятия, содержание, выступающих и работу организаторов.
10 Проведение мероприятия.
11 Анализ и рефлексия. Проведение анализа о ходе и результатах мероприятия поможет избежать ошибок в будущем и улучшить качество проведения последующих информационных часов.
В качестве примера проведения информационного часа можно использовать следующую структуру:
1 Краткий обзор свежих новостей.
2 Введение в тему, статистические данные по проблеме.
3 Демонстрация снятого и смонтированного учащимися клипа по теме (может включать опрос учащихся, интервью и другие материалы).
4 Выступления 3-4 человек по нескольким вопросам в рамках определенной темы.
5 Форум – обсуждение результатов опроса, проведенного по теме и др.
6 Рефлексия – обратная связь в форме распечатанных оценочных листов в конце события или онлайн-форумы по возвращении домой.
Примерные формы проведения информационного часа:
Ток-шоу «100 ВОПРОСОВ К ВЗРОСЛОМУ: СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ» − мероприятие для учащейся молодежи в формате ток-шоу, в котором гостю (обязательно интересной и значимой персоне) задают вопросы участники мероприятия.
Обязательные атрибуты: мультимедийное оснащение, «счетчик вопросов», видеоролик (презентация) о приглашенной персоне «Знакомьтесь – ….», выбор лучшего вопроса. «Информ-дайджест» − краткий обзор свежих новостей. «Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции − «журналисты» и «фотокорреспонденты» − интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. «Открытый микрофон» − своеобразная площадка, где молодежь имеет возможность выступить перед широкой аудиторией.
Выступления участников должны быть краткими и не превышать 5-7 мин. Количество сообщений − не более пяти.
«Тематический блиц-опрос» — представляет собой собственные видеосюжеты обучающихся и студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте колледжа(в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как молодые люди, так и сотрудники. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание молодежи к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.
«Пресс-турнир» — форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира, участники мероприятия делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
«Информационный журнал» — форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и др. Встреча с известным человеком в форме беседы за круглым столом − форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по данной проблеме и активным вовлечением молодежи в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими обучающимися или студентами. Информация по теме может быть изложена либо самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом либо иным известным и компетентным человеком), либо лидером учебного коллектива, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку конструктивного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого участники мероприятия дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
Мастер-класс – эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания. Во время мастер-класса специалист рассказывает и показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют предварительно выполненные проекты (метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом). Клип по теме, снятый на смартфон и смонтированный заранее. Презентация правил поведения, общения в Сети, традиций и культуры интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Форум – опрос, проведенный по определенной тематике заранее, результаты которого представляются во время проведения мероприятия, позволяя визуализировать отношение учащейся молодежи по тому или иному вопросу.
Использование современных, креативных, интерактивных форм мероприятия привлекает внимание к обсуждаемой теме. Использование исследовательских материалов, тематических фотоколлажей, видеосюжетов, листовок, разработанных самими молодыми людьми, значительно повышает интерес к освещаемой проблеме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения. Накануне проведения мероприятия рекомендуется организовать проведение PR – кампании.
Приведем примеры нескольких эффективных способов привлечения аудитории:
разослать пресс-релизы в местные СМИ и дать им возможность взять интервью у организаторов;
развесить плакаты и раздать флаеры перед мероприятием;
разместить информацию на интернет-сайте учреждения образования и разослать информацию по всем возможным контактам;
повесить информацию о мероприятии в будущем месте проведения.
Качество проведения информационного часа рекомендуется оценивать различным критериям. Оценить его помогут анкеты, отзывы обучающихся, которые они могут оставить в социальных сетях, комментариях на сайте. Оцениваются полнота и объективность информации, уровень удовлетворенности учащейся молодежи ее качеством и содержанием.
Молодежная среда в современном обществе достаточно динамична, она постоянно находится под воздействием многочисленных каналов средств массовой коммуникации, влияющих на формирование ценностных установок и образов поведения молодежи. Молодежь быстрее адаптируется к новым условиям жизни, легче включается в информационные сети, овладевает их технологиями. Подготовка информационного часа с широким привлечением самих обучающихся, проведение информационной работы в интересных для них формах позволяет значительно повысить эффективность проводимых мероприятий.
Положение о методическом объединении кураторов учебных групп учреждения образования «Минский государственный колледж строителей имени В.Г. Каменского»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методическое объединение кураторов учебных групп (МО) – это коллегиальный орган колледжа, профессиональное сообщество педагогов (кураторов), призванное обеспечить сопровождение личностно-профессионального развития педагогических кадров на основе общности профессиональных интересов, взаимодействия и сотрудничества. Оно является структурно-профессиональным подразделением колледжа.
2. Деятельность МО строится на основе годового плана работы колледжа и регламентируется настоящим Положением, утверждаемым директором, иными актами законодательства Республики Беларусь.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО
3. Цель работы МО ориентированана решение значимых профессиональных задач педагогов: обеспечение качества образования, эффективности образовательного процесса совместным поиском, изучением, отработкой и внедрением лучших образцов педагогической деятельности, профессиональным общением, выработкой и соблюдением единых подходов, требований и норм к оценке результатов учебной деятельности учащихся, их личностного развития, профессиональной деятельности кураторов.
4. Цель является основополагающей составляющей при определении задач работы с педагогическими кадрами. Качество задач и их содержательная составляющая зависят от приоритетных направлений в работе с кураторами в текущем учебном году, от профессионального уровня членов МО, проблемы, над которой работает колледж, профессиональных потребностей педагогов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО
5. Подготовка и проведение открытых воспитательных мероприятий. Обсуждение методики проведения отдельных воспитательных мероприятий и содержания материалов для их проведения.
6. Оказание методической помощи в реализации инновационных подходов в воспитательной практике.
7. Взаимное посещение воспитательных мероприятий с целью обмена опытом и совершенствования методики их проведения.
8. Организация наставничества, методическое сопровождение деятельности молодых педагогов.
9. Методическое сопровождение подготовки и участия кураторов в конкурсах и их работы по самообразованию.
10. Разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательного процесса.
11. Оперативное реагирование на запросы кураторов учебных групп по насущным педагогическим проблемам.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МО
13. Работу МО организует председатель, который назначается приказом директора или выбирается ее членами среди кураторов, имеет высшую или первую квалификационную категорию, высокие результаты профессиональной деятельности, обладает организационно-методической и коммуникативной культурой, лидерскими качествами, пользуется авторитетом в коллективе.
14. План работы МО составляется руководителем МО при непосредственном участии кураторов учебных групп, входящих в его состав, рассматривается на одном из заседаний, подписывается руководителем МО.
15. Заседания МО кураторов проводятся не реже одного раза в три месяца. По каждому из обсуждаемых вопросов принимается решение, разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем МО.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ МО
16.Члены МО имеют право:
16.1. выдвигать предложения о совершенствовании образовательного процесса;
16.2. изучать, обобщать и распространять продуктивный педагогический опыт;
16.3. вносить предложения о поощрении членов МО за высокие результаты профессиональной деятельности;
16.4. обращаться к руководителю за консультациями по проблемным вопросам;
16.5. выдвигать кандидатуры кураторов для участия в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников и т.д.
17. Члены МО обязаны:
17.1.знать нормативные правовые акты Министерства образования Республики Беларусь по вопросам обучения и воспитания, защиты прав учащихся, организации образовательного процесса, методической работы;
17.2. руководствоваться в своей работе настоящим Положением и Положением о кураторе учебной группы колледжа
17.3. осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом;
17.4. исполнять решения, принятые на заседании МО;
17.5. нести ответственность за результаты и качество своей работы.
ФУНКЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
18. Планирование, подготовка, осуществление, анализ деятельности МО;
19. Пополнение «методической копилки» куратора учебной группы;
20.Своевременное оформление документации МО, материалов проведенных мероприятий;
21. Повышение научно-методического уровня членов МО.
22. Организация проведение открытых воспитательных мероприятий;
23. Изучение, обобщение и использование в практике продуктивного педагогического опыта;
24. Консультирование по вопросам организации образовательного процесса
25. Организация взаимодействие членов МО между собой
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО
26. Координирует деятельность МО методист колледжа.
27. Контроль деятельности МО осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
План работы методического объединения кураторов учебных групп
Цель работы: повышение уровня профессиональной компетентности кураторов учебных групп, как главного фактора, обеспечивающего создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, социально активной, гуманной, инициативной, физически здоровой личности учащегося, способной ценить себя и уважать других.
Задачи:
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Примечания |
Заседание № 1 методического объединения |
||||
1.1 |
ИМС. Изучение инструктивно-методических рекомендаций к началу учебного года по организации воспитательной работы. Ознакомление с правилами ведения отчетно-планирующей документации кураторов |
Минский городской УМЦ ПО |
АВГУСТ-ОКТЯБРЬ |
Приглашены: зам. директора по УВР, методист СППС |
1.2 |
Определение цели и задач, корректировка плана работы МО кураторов на 2021-2022 учебный год, с учетом методических рекомендаций. |
Председатель МО |
||
1.3 |
Ознакомление с методическими рекомендации по проведению первого урока в колледже |
Председатель МО |
||
1.4 |
Планирование и организация работы в учебной группе, ознакомление с перечнем тем обязательных кураторских часов и тематики информационных часов ШАГ |
Председатель МО кураторы учебных групп |
||
1.5 |
Составление графика проведения открытых внеурочных мероприятий в учебных группах |
Председатель МО |
||
1.6 |
Планирование и проведение мероприятий по профилактике суицидоопасного поведения Планирование и организация проведения мероприятий, посвященных Дню матери |
кураторы учебных групп |
||
Заседание № 2 методического объединения |
||||
2.1 |
Семинар. «Комплексный подход к воспитанию личности в коллективе. Деловое общение как фактор снижения возникновения конфликтных ситуаций» |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
НОЯБРЬ -ДЕКАБРЬ |
Приглашена зам. директора по УВР СППС |
2.2 |
О планировании и проведении мероприятий по безопасному и ответственному поведению; совместных мероприятий с БПЦ |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
2.3 |
Практикум: «Адаптация учащихся к обучению и воспитанию в условиях колледжа. Организация и проведение мониторинга уровня воспитанности». |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
2.4 |
Организация и участие в благотворительных акциях к Новому году |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
2.5 |
«Планирование и организация занятости учащихся во внеучебное время и каникулярные дни - профилактика противоправного поведения». |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
Заседание № 3 методического объединения |
||||
3.1 |
Ярмарка педагогических идей. Знакомство с различными формами проведения кураторских часов. «Как сделать групповое дело интересным и содержательным» |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ |
Приглашена зам. директора по УВР методист ,СППС |
3.2 |
Организация профориентационной деятельности – участие педагогов и учащихся. |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
3.3 |
Об организации работы подуховно-нравственному, семейному и гендерному воспитанию. |
Кураторы учебных групп |
||
3.4 |
Анализ работы кураторов в 1-ом полугодии. Анализ проведенных открытых воспитательных мероприятий |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
Заседание № 4 методического объединения |
||||
4.1 |
Круглый стол. О планировании и проведении воспитательных мероприятий в рамках недели ЗОЖ |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
МАРТ - АПРЕЛЬ |
Приглашены: СППС, методист педагог-психолог |
4.2 |
Формирование у учащихся безопасного стиля поведения, профилактика проявления эмоциональной нестабильности, агрессивности, булинга у несовершеннолетних – приоритетное направление деятельности куратора. |
Кураторы учебных групп |
||
4.3 |
«Формирование у учащихся безопасного поведения в сети Интернет и медиа пространстве» |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
4.4 Бойко |
«Организации летней занятости учащихся – создание студенческих и волонтерских отрядов». |
Председатель МО |
||
Заседание № 5 методического объединения |
||||
5.1 |
Конференция идей. Участие в республиканской акции «Беларусь помнит» и других мероприятиях, посвященных Дню Победы |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
МАЙ-ИЮНЬ |
зам. директора по УВР, методист, СППС |
5.2 |
Определение цели, задач, форм работы методического объединения кураторов учебных групп в 2022-2023 учебном году по формированию профессиональной компетентности куратора. |
Кураторы учебных групп |
||
5.3 |
Анализ проведения мониторинга уровня воспитанности учащихся |
Председатель МО, кураторы учебных групп |
||
5.4 |
Анализ работы кураторов, проведенных открытых воспитательных мероприятий. |
кураторы учебных групп |
Методические рекомендации по планированию работы куратора
Основным методическим пособием куратора при планировании воспитательной работы с учебной группой являются методические рекомендации, разработанные Центром научно-методического обеспечения воспитательной работы РИПО в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании "Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования".
При планировании воспитательной работы в группе необходимо опираться на нормативно-правовые документы Министерства образования Республики Беларусь.
Куратор учебной группы составляет перспективный план воспитательной работы учебной группы на год (в 2-х экземплярах) и на его основе текущий план на месяц. В нем определяются ближайшие цели и задачи, конкретизируется содержание, формы и методы воспитательной работы, намечаются сроки проведения мероприятий и ответственные за их проведение. Конкретность и реальность плана – важнейшее условие его действенности.
План воспитательной работы должен включать следующие разделы:
В планировании жизнедеятельности учебной группы должны быть задействованы как минимум три стороны: учащиеся, педагоги, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся. План составляется и обсуждается при активном участии всей группы, что способствует заинтересованности учащихся в выполнении порученных им заданий, соответствует их интересам, склонностям и способностям.
Источником планирования являются:
Важнейшим источником планирования являются также предложения учащихся. Можно создать в группе "банк идей", в который поступают предложения учащихся в результате опроса, изучения мнений, обсуждения результатов работы актива группы.
Примечание: ЕЖЕНЕДЕЛЬНО должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО проведены ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС – 1 ч.; КУРАТОРСКИЙ ЧАС – 1 ч. таким образом, всего в месяц должно быть проведено 4 часа информационных, 4 часа – кураторских, остальное время распределяется куратором совместно с группой на диагностическую, методическую, организационно-воспитательную работу самостоятельно.
Примерные направления методической работы кураторов
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРАТОРСКИХ ЧАСОВ
1 Формирование мировоззренческих основ личности.
Идеологическое воспитание: тематические часы «Я - гражданин Республики Беларусь», «Национальная ценность человека», «Честь и достоинство»; конверт откровений «Позиция», «Письмо самому себе»; эстафета мнений «Идеология - это...», «Идейная позиция - основа общества»;
Гражданско-патриотическое воспитание: конкурс проектов «Люблю цябе i ганаруся, мая краiна - Беларусь!»; «Почетная миссия быть гражданином своей страны», «Моя малая Родина»; информационно-познавательные программы: «Молодежь о войне», «Беларусь - центр Европы», «Страна, которой я горжусь!»; виртуальная экскурсия «Города-герои», «Минск - наше Отечество»;
Национальное и поликультурное воспитание: цикл тематических часов: «Культура народов мира»; «Урокi пазнання Бацькаўшчыны»; «Беларусь - страна дружбы и национального согласия»; конкурс риторического мастерства «Родны кут у вершах i нарысах»; тематический вечер "Беларусь - краiна маёй будучынi»;
Воспитание информационной культуры: конкурс проектов
«Я - в мире, мир - во мне»; интернет-конференция «Безопасность в сети Интернет»; радио- и теле часы «Современная информация и моя жизненная позиция», «Информация в СМИ и сети Интернет, как я ее понимаю»;
2 Формирование нравственно-этических ценностей.
Воспитание ценностного отношения к жизни: диспут «Как нужно отдыхать», «Культура личных отношений»; философский стол «Человек и общество», «Здоровье нации - это здоровье каждого человека», «Осознанное отношение к жизни»;круглый стол «Злое начало в душе», «Хочу быть здоровым»;
Воспитание ценностного отношения к социуму, группе: тематические часы: «Закон и ответственность», «Правовые отношения в ученическом коллективе», «Причины наших поступков»; брейн-ринг «Знаешь ли ты закон?»; «Твои права, выпускник»; правовой ликбез «Как защитить свои права?»;
Воспитание культуры общения и речевого поведения: дискуссии «Человек и его мораль», «Твое свободное время», «Принципы жизни», «За чистоту речи»; «Конфликты в нашей жизни»; ток-шоу «Мы и культура», «Принципы жизни», «Мат - не наш формат», устные журналы «Твои возможности в общении», «Прекрасен свет от доброты»; «Взаимопонимание: что в основе?»;
Воспитание ценностного отношения к природным ресурсам: тематические часы: «Экология и современность», «Человек и биосфера», «Природные ресурсы - национальное богатство»; турнир знатоков «Вопросы задает природа»; конкурс видеороликов, презентаций: «Экология и здоровье», «Экология и мы», «Задумайся, что ты оставишь на Земле?»;
Воспитание ценностей семьи и гендерное развитие: ролевые игры «Функции членов семьи», «Я и моя будущая семья»; тематические часы «Твоя роль в семье», «Моя семья в 21 веке»; диспуты «Познай самого себя», «Какая ты - современная девушка?»;
3 Формирование профессионально-психологических основ личности.
Воспитание профессионально значимых качеств будущих рабочих и специалистов: творческие проекты «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха»; «Школа профессионала»; профессиональные гостиные «Кто они, наши выпускники?!»; конкурс презентаций «Моя специальность», «Ступени роста»;
Развитие профессиональной мобильности и ключевых компетенций у учащихся: открытый микрофон «Мобильный человек - это...», «Быть надежным – это значит...»; круглые столы «Мое профессиональное будущее»; «Мой профессиональный рост»; дискуссионные качели «Моя профессия нужна людям?»;
Воспитание культуры труда будущих рабочих и специалистов: деловые игры «Агентство - молодой специалист», «Стиль работы»; сочинение-размышление «Профессия и социальный статус личности»; конкурсы видеороликов «Рабочий человек звучит гордо»; «Я — будущее страны», «Культурные традиции моей профессии»;
Развитие предприимчивости и творчества в профессиональной деятельности: деловые игры «Кадровый вопрос», «В мире фирм», «Разработка и защита проекта»; организационно-деятельностные игры «Робинзон», «Бизнесмен», философский стол «Труд и творчество», «Счастье и смысл жизни», «Цена и ценность», «Что такое свобода?»;
Формирование корпоративной культуры и имиджа профессии: ток-шоу «Наша рабочая семья», «Трудовые династии», «Секреты освоения профессией»; деловые и ролевые игры «Деловые коммуникации: корпоративная вечеринка», «Личность. Карьера. Успех», «Рабочая этика»; защита проектов «Профессиональный имидж: иметь или не иметь?», «Новое в моей профессии»;
4 Формирование культурно-бытовых ценностей.
Формирование культуры досуга: интеллектуальная игра «Интеллектуальный марафон», «Эрудит»; «По фронтовым дорогам»; «Джентльмен-шоу»; тематические часы «Школа хороших манер», «Правила поведения в общественных местах», «Семья, как в ней жить», «Конфликты вокруг нас»;
Воспитание культуры общежития: создание группового фотоальбома «Наше общежитие»; сократовские беседы «Зачем человеку совесть?»; дискуссионные качели «Цена и ценность»;
Воспитание культуры быта: дискуссии «Принципы жизни», «Подводные камни общения», «Влияние и противостояние влиянию»;
-дискуссионные качели: «Творцы и потребители», «Зависимые отношения и
отношения зависимости»; дебаты «Если не я, то кто же?», «Дружба крепкая...»;
Образец заполнения страниц журнала куратора по планированию идеологической и воспитательной работы учебной группы
Дата |
Формы работы |
Отметка о выполнении |
Диагностическая |
||
Проведение диагностических исследований (при поддержке педагога-психолога) - анкеты - опросники - тесты традиционные, проективные (незаконченное предложение, ситуации, альтернативный, недописанный тезис) и графические (рисунки, шкалы, графики) - наблюдение и взаимооценивание учащихся в ходе разнообразной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, спортивной, творческой…) - коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами |
||
Проведение занятий с элементами тренинга по формированию у воспитанников позитивного отношения к себе и коллективу, выявление для учащегося динамики его личностного роста и др. |
||
Психолого-педагогический анализ изменения уровня воспитанности обучаемых, за истекший учебный год |
||
Методическая |
||
Разработка сценариев воспитательных мероприятий и информационных часов |
||
Изучение положительного опыта работы по созданию системы воспитательного взаимодействия с учебной группой по направлениям воспитания |
||
Адаптация методов и форм воспитательной работы других кураторов с целью их дальнейшего использования в своей воспитательной работе |
||
Внесение на рассмотрение педсовета, методического объединения и администрации колледжа предложений по совершенствованию образовательного процесса |
||
Повышение своего профессионального уровня посредством посещения курсов повышения квалификации, участие в конкурсах кураторского мастерства, обмена опытом и изучения соответствующей литературы по проблемам воспитания и самообразования |
||
Организационно-воспитательная |
||
Кураторский час – 4 часа в месяц (по 1 на каждую учебную неделю) |
||
Информационный час – 4 часа в месяц (но одному на каждую учебную неделю) |
||
Индивидуальная и групповая работа куратора с учащимися |
||
Идеологическая, культурно-досуговая, физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа |
||
Пропаганда и формирование здорового образа жизни |
||
Организация общественно-полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация |
||
Профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с учащимися и их родителями |
План воспитательной работы
учебной группы № _____ на 20___/20___учебный год
№/ № |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный (исполнители) |
Отметка о выполнении |
1 |
Идеологическое воспитание 1.1. ... |
|||
2 |
Гражданское и патриотическое воспитание. 2.1. ... |
|||
3 |
Поликультурное воспитание3.1. ... |
|||
4 |
Духовно-нравственное воспитание. 4.1. ... |
|||
5 |
Экономическое воспитание. 5.1. ... |
|||
6 |
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности 6.1. ... |
|||
7 |
Эстетическое воспитание 7.1. ... |
|||
8 |
Воспитание психологической культуры 8.1. ... |
|||
9 |
Воспитание культуры здорового образа жизни 9.1. ... |
|||
10 |
Экологическое воспитание10.1. ... |
|||
11 |
Семейное и гендерное воспитание11.1. ... |
|||
12 |
Трудовое и профессиональное воспитание12.1. ... |
|||
13 |
Воспитание культуры быта и досуга13.1. ... |