В целях повышения профессионального уровня педагогических работников в межкурсовой период, в колледже созданы методические формирования:
Положение о цикловой комиссии учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.Данное Положение разработано в соответствии с Положением об учреждении среднего специального образования, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.07.2011 года №106
2.Цикловые комиссии создаются в целях совершенствования качества образования, повышения педагогического мастерства, научно-методического обеспечения среднего специального образования.
3. Предметные (цикловые) комиссии формируются численностью не менее пяти педагогических работников колледжа, в том числе работающих по совместительству. В состав предметной комиссии включаются преподаватели одной учебной дисциплины, в состав цикловой комиссии – преподаватели (мастера производственного обучения) родственных учебных дисциплин (практики).
4.Состав цикловой комиссии, утверждается приказом руководителя колледжа сроком на один учебный год.
5.Общее руководство цикловой комиссией, утверждение планов работы осуществляет заместитель руководителя по учебной-производственной работе. Непосредственное руководство по планированию и организации работы цикловой комиссии осуществляет ее председатель.
6. Работа цикловой комиссии планируется на учебный год. Заседания проводятся в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в месяц. Цикловая комиссия ведет учетно-отчетную документацию, к которой относятся план и отчет работы комиссии, протоколы заседаний.
7. Материалы, которые отражают деятельность цикловой комиссии в текущем учебном году, хранятся в комиссии.
8. Деятельность комиссии регламентируется Уставом колледжа, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь и нормативными документами внутреннего пользования, действующим законодательством
9. К компетенции работы цикловой комиссии относятся:
-взаимодействие с отделениями колледжа по вопросам обеспечения качества образования;
-проведение воспитательной работы с учащимися;
-интеграция образовательного процесса с производством, наукой и культурой;
-совершенствование педагогического и методического мастерства, оказание помощи преподавателям;
-изучение и обобщение положительного педагогического опыта, проведение открытых учебных занятий и воспитательных мероприятий;
-изучение учебно-методической документации и учебных изданий, средств обучения (в том числе электронных), которые применяются в образовательном процессе;
участие в экспериментальной и инновационной деятельности колледжа;
-руководство исследовательской и творческой деятельностью учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ
10. Основным содержанием работы комиссии является:
-организация разработки проектов учебных планов и программ, подготовка их к рецензированию, экспертизе и утверждению в установленном порядке;
-разработка методик преподавания учебных дисциплин и проведения теоретических занятий, практических, лабораторных, контрольных работ, учебной и производственной практик, курсового и дипломного проектирования;
-обсуждение вопросов воспитания учащихся в процессе обучения;
-разработка и проведение в жизнь мероприятий по улучшению практической подготовки учащихся;
-контроль и анализ знаний учащихся, выработка единых норм и требований к их оценке, обсуждение вопросов организации самостоятельной работы учащихся;
-рассмотрение и обсуждение изданных учебников, учебных пособий, учебных программ, учебных видеофильмов, презентаций, составление на них отзывов и рецензий;
-подготовка, рассмотрение и обсуждение экзаменационных материалов для проведения вступительных, семестровых, переводных и государственных экзаменов и заданий для письменных работ, а также тематики и содержания курсового и дипломного проектирования, материалов для обязательных контрольных работ по предметам;
-рассмотрение и обсуждение планов работы комиссии, календарно-тематических планов преподавателей, планов проведения занятий, планов повышения квалификации преподавателей, планов и содержания работы соответствующих учебных кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских, хозяйств и других учебно-вспомогательных подразделений колледжа;
-руководство внеучебной работой преподавателей по дисциплинам (организация работы дополнительного образования, предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, смотров и т.д.);
-отчеты преподавателей о стажировках, повышении квалификации, участии в семинарах и т.д.
11. Содержание работы комиссии в каждом конкретном случае может корректироваться и определяться с учетом конкретных решаемых задач, специфики учебно-программной документации и содержания подготовки специалистов.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ЦИКЛОВОЙ КОМИССИИ
12. Комиссия имеет право вносить предложения по содержанию и объему действующих программ в связи со спецификой данной отрасли промышленности, появлением новой техники, технологии, передового опыта работы и т.д., последовательность изучения тем смежных и взаимосвязанных дисциплин.
13. Председатель комиссии работает в контакте с учебно-методическим кабинетом, заведующими отделениями.
14. На председателя комиссии возлагается:
-организация работы комиссии;
-составление плана работы комиссии;
-изучение работы членов комиссии, организация контроля качества преподавания ими занятий, организация взаимопосещений занятий преподавателями, руководство подготовкой и обсуждением открытых учебных мероприятий;
-рассмотрение календарно-тематических планов преподавателей;
-организация систематической проверки ранее принятых решений комиссии и сообщение об итогах проверки на заседаниях;
-участие в распределении педагогической нагрузки преподавателей;
-ведение учета и представление отчетов о работе комиссии.
15. За руководство работой комиссии председателю производится оплата за счет фонда часов на проведение организационно-воспитательной работы.
16. Каждый член комиссии имеет право вносить на рассмотрение комиссии (педагогического совета, совета колледжа) предложения по улучшению образовательного процесса (научной, методической, учебной, воспитательной работы), посещать занятия коллег.
17.Каждый член цикловой комиссии имеет право выступать с педагогической инициативой, самостоятельно определять педагогически обоснованные формы проведения учебных занятий, средства и методов обучения и воспитания учащихся, использовать экспериментальные и инновационные методы преподавания, вносить предложения по распределению педагогической нагрузки преподавателей.
18.Члены цикловой комиссии обязаны посещать заседания, принимать активное участие в ее работе, выполнять принятые комиссией решения и поручения председателя комиссии.
Положение о методических комиссиях учреждение образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методическая комиссия (далее - МК) создается для организации учебно-методической, научно-методической, исследовательской работы. МК педагогов - это одна из форм методической работы, которая способствует повышению уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников. Предполагает многоплановую и разнообразную по содержанию и формам работу с целью обеспечения непрерывного роста профессионального уровня педагогов и предоставления качественных образовательных услуг населению.
2. Работа членов МК организуется на принципах гуманизма, демократизации, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимоконтроля.
3. Главная цель деятельности заключается в активизации творческого потенциала каждого педагога - члена методической комиссии.
4. Методические комиссии создаются при наличии трех и более педагогов (мастеров производственного обучения, преподавателей) определенного учебного предмета (профессии) или родственных учебных предметов (групп, профессий).
5. Работу МК организует председатель, который назначается приказом директора или выбирается ее членами среди педагогов, имеющих высшую или первую квалификационную категорию, педагогические звания, владеющий методами диагностирования состояния профессиональной подготовки педагогов, умеющий организовывать и проводить экспериментальную и инновационную работу и пользующийся авторитетом в коллективе.
9. Вся деятельность МК осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы, как на текущий период, так и на перспективу, согласно программе развития колледжа и этому Положению.
10. Содержание работы МК имеет преимущественно информационно консультативное, психолого-педагогическое, методическое, профессиональное направление и осуществляетреализацию научно-методической проблемы.
11. В своей работе МК подотчетна педагогическому совету колледжа.
СОДЕРЖАИЕ РАБОТЫ. ЗАДАЧИ.
12. Внесение предложений по разработке проекта плана работы педагогического коллектива на учебный год. Коррекция стратегических документов колледжа в пределах своей компетенции.
13.Совершенствование научно-теоретической, психолого-педагогической, общедидактической, методической и профессиональной подготовки членов МК. Осуществление руководства творческой и исследовательской деятельностью педагогов.
14..Обеспечение своевременного изучения педагогами нормативных документов, выполнения нормативных требований по обучению и воспитанию учащихся, осуществление информационно-нормативного, методического, психологического сопровождения образовательного процесса.
15. Создание условий для профессионального роста педагогов, оказание помощи в организации самообразования, составлении профессиограмм и лично ориентированных траекторий развития профессионального мастерства.
16. Организация наставничества, оказание помощи молодым педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков, организация взаимопосещений уроков, открытых уроков и их обсуждение.
17. Проведение работы по обеспечению образовательного процесса средствами обучения, создания необходимых педагогических средств обучения; проведение смотров кабинетов, конкурсов методических находок среди педагогов, подготовка методических разработок, рекомендаций, научных статей, пособий.
18. Изучение и внедрение в практику работы педагогов наиболее эффективных технологий и методик обучения и воспитания учащихся, форм и методов работы на уроке и во внеурочное время. Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта, обмен опытом успешной педагогической деятельности.
19.Удовлетворение потребностей учащихся в интеллектуальном, культурном и духовном развитии. Создание оптимальных условий для развития способностей учащихся, организация работы с одаренными. Подготовка учащихся к участию в конкурсах, турнирах, олимпиадах
20.Проектирование работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
21.Проведение анализа результатов образовательного процесса, первоначальной экспертизы усвоения учащимися требований образовательных стандартов, их профессиональной культуры.
22.Оценка работы педагогов. Представление предложений по организации и содержанию аттестации педагогов. Подготовка аттестационных материалов и внесение предложений о присвоении квалификационных категорий. Внесение предложений о моральном поощрение педагогов за успехи в работе, активное участие в инновационной и экспериментальной деятельности.
23. В работе методических комиссий могут применяться различные нетрадиционные формы: круглые столы, диалоги, тренинги и т.д.
ФУНКЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
24.Четко и конкретно определять содержание работы МК согласно целям и задачам методической работы колледжа, определенных программой его развития, научно-методической проблемой, нормативными документами, методическими проблемами всех уровней.
25.Составлять план работы методической комиссии на учебный год.
26.Определять функциональные обязанности членов МК.
27.Организовывать научно-исследовательскую, экспериментальную, инновационную работу педагогических работников.
28.Обеспечивать изучение нормативных документов, ознакомление с их содержанием членов МК.
29.Организовывать проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий.
30.Обеспечивать посещение членами методической комиссии коллективных и групповых форм методической работы в колледже, направленных на профессиональный рост преподавателей, мастеров производственного обучения, в том числе молодых специалистов и вновь принятых на работу. Помогать членам МК в подготовке выступлений на совещания, педсоветы и т.д.
31.Организовывать методические выставки, издательскую деятельность членов МК, участие в профессиональных конкурсах, ярмарках педагогических идей и т.д.
32. Обеспечивать готовность учащихся к участию в конкурсах, ученических конференциях.
33. Координировать (направлять) индивидуальную методическую работу педагогов. Организовать наставничество и руководство самообразовательной деятельностью педагогов МК.
34. Проводить совместно с психологом, диагностику результативности педагогической деятельности членов методической комиссии. Подводить итоги работы по результатам проверок, предметных недель, недель по профессии и т.д. Готовить аналитический отчет о работе МК.
35. Участвовать в подготовке и проведении аттестации педагогов.
36.Организовать изучение, обобщение и распространение перспективного педагогического опыта.
37. Отвечать за надлежащее ведение документации МК.
38.Готовить и проводить заседания МК. Оформлять протоколы заседаний МК.
39.Контролировать выполнение учебных планов и программ, вместе с заместителями директора организовывать изучение состояния преподавания предметов, профессий (качество, результативность), ведение учебно-планирующей документации педагогами, мастерами производственного обучения.
40.Посещать и анализировать уроки, внеурочные мероприятия, изучать учебную документацию преподавателей - членов МК;
41.Готовить отчет о работе МК на заседание педагогического совета колледжа.
ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ
(МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ) – ЧЛЕНОВ МК
42..Организовывать образовательную работу с учетом основных задач жизнедеятельности колледжа, научно-методической проблемы МК.
43. Проводить работу по вопросам совершенствования педагогического мастерства, повышения профессиональной квалификации.
44. Планировать деятельность с учетом охраны здоровья и жизни учащихся, мер техники безопасности.
45. Сотрудничать с педагогами по повышению качества образовательного процесса.
ПРАВА ЧЛЕНОВ МК
46.Проходить очередные курсы повышения квалификации. Обращаться к администрации с просьбой о командировании на стажировку, семинары, тренинги по вопросам повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства.
47.Вносить предложения по улучшению организации образовательного процесса в колледже, организации и содержанию аттестации педагогов.
ДОКУМЕНЦАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ
48. Председатель МК ведет необходимую деловую документацию.
49. План работы МК рассматривается на педагогическом совете, утверждается директором и включается в план методической работы колледжа
50. Заседания МК проводятся ежемесячно. Заседания протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МК, фиксируются принимаемые решения, рекомендации). Протокол подписывается руководителем МК.
51. В конце учебного года материалы работы МК обобщаются в виде проблемно-ориентированного анализа деятельности МК и представляются администрации колледжа.
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МК
52. Координирует деятельность МК методист колледжа.
53.Контроль деятельности МК осуществляет заместитель директора по учебно-производственной (учебной) работе.
Положение о методическом объединении кураторов учебных групп учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методическое объединение кураторов учебных групп (МО) – это коллегиальный орган колледжа, профессиональное сообщество педагогов (кураторов), призванное обеспечить сопровождение личностно-профессионального развития педагогических кадров на основе общности профессиональных интересов, взаимодействия и сотрудничества. Оно является структурно-профессиональным подразделением колледжа.
2. Деятельность МО строится на основе годового плана работы колледжа и регламентируется настоящим Положением, утверждаемым директором, иными актами законодательства Республики Беларусь.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО
3. Цель работы МО ориентированана решение значимых профессиональных задач педагогов: обеспечение качества образования, эффективности образовательного процесса совместным поиском, изучением, отработкой и внедрением лучших образцов педагогической деятельности, профессиональным общением, выработкой и соблюдением единых подходов, требований и норм к оценке результатов учебной деятельности учащихся, их личностного развития, профессиональной деятельности кураторов.
4. Цель является основополагающей составляющей при определении задач работы с педагогическими кадрами. Качество задач и их содержательная составляющая зависят от приоритетных направлений в работе с кураторами в текущем учебном году, от профессионального уровня членов МО, проблемы, над которой работает колледж, профессиональных потребностей педагогов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО
5. Подготовка и проведение открытых воспитательных мероприятий. Обсуждение методики проведения отдельных воспитательных мероприятий и содержания материалов для их проведения.
6. Оказание методической помощи в реализации инновационных подходов в воспитательной практике.
7. Взаимное посещение воспитательных мероприятий с целью обмена опытом и совершенствования методики их проведения.
8. Организация наставничества, методическое сопровождение деятельности молодых педагогов.
9. Методическое сопровождение подготовки и участия кураторов в конкурсах и их работы по самообразованию.
10. Разработка рекомендаций по совершенствованию воспитательного процесса.
11. Оперативное реагирование на запросы кураторов учебных групп по насущным педагогическим проблемам.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МО
13. Работу МО организует председатель, который назначается приказом директора или выбирается ее членами среди кураторов, имеет высшую или первую квалификационную категорию, высокие результаты профессиональной деятельности, обладает организационно-методической и коммуникативной культурой, лидерскими качествами, пользуется авторитетом в коллективе.
14. План работы МО составляется руководителем МО при непосредственном участии кураторов учебных групп, входящих в его состав, рассматривается на одном из заседаний, подписывается руководителем МО.
15. Заседания МО кураторов проводятся не реже одного раза в три месяца. По каждому из обсуждаемых вопросов принимается решение, разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается руководителем МО.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ МО
16.Члены МО имеют право:
16.1. выдвигать предложения о совершенствовании образовательного процесса;
16.2. изучать, обобщать и распространять продуктивный педагогический опыт;
16.3. вносить предложения о поощрении членов МО за высокие результаты профессиональной деятельности;
16.4. обращаться к руководителю за консультациями по проблемным вопросам;
16.5. выдвигать кандидатуры кураторов для участия в конкурсах профессионального мастерства педагогических работников и т.д.
17. Члены МО обязаны:
17.1.знать нормативные правовые акты Министерства образования Республики Беларусь по вопросам обучения и воспитания, защиты прав учащихся, организации образовательного процесса, методической работы;
17.2. руководствоваться в своей работе настоящим Положением и Положением о кураторе учебной группы колледжа
17.3. осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом;
17.4. исполнять решения, принятые на заседании МО;
17.5. нести ответственность за результаты и качество своей работы.
ФУНКЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
18. Планирование, подготовка, осуществление, анализ деятельности МО;
19. Пополнение «методической копилки» куратора учебной группы;
20.Своевременное оформление документации МО, материалов проведенных мероприятий;
21. Повышение научно-методического уровня членов МО.
22. Организация проведение открытых воспитательных мероприятий;
23. Изучение, обобщение и использование в практике продуктивного педагогического опыта;
24. Консультирование по вопросам организации образовательного процесса
25. Организация взаимодействие членов МО между собой
УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО
26. Координирует деятельность МО методист колледжа.
27. Контроль деятельности МО осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Положение об учебно-методическом комплексе по учебной дисциплине учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского»
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Положение разработано на основании главы 36 «Научно-методическое обеспечение среднего специального образования» Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положения об учебно-методическом комплексе на уровне среднего специального образования, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 № 167, и определяет структуру учебно-методического комплекса (далее – УМК), порядок его создания и использования.
1.2. В УМК объединяются структурные элементы научно-методического обеспечения среднего специального образования.
1.3. УМК предназначен для реализации требований образовательных программ и образовательных стандартов среднего специального образования и создается по учебной дисциплине.
1.4. УМК по учебной дисциплине выполняется в печатном или электронном варианте.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА УМК
2.1. Структурными элементами УМК являются:
2.1.1. Учебно-программная документация образовательных программ среднего специального образования:
учебные планы (типовые учебные планы по специальностям и специализациям, учебные планы для реализации образовательных программ среднего специального образования по специальностям и специализациям);
учебные программы (типовые учебные программы по учебным дисциплинам, учебные программы для реализации образовательных программ среднего специального образования по учебным дисциплинам).
2.1.2. Учебные издания: издания, содержащие с учетом возрастных особенностей учащихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные или допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные учреждениями образования, организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования, учебно-методическими объединениями в сфере образования, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, а также иные издания, определяемые Министерством образования Республики Беларусь.
2.1.3. Информационно-аналитические материалы – материалы, содержащие сведения, аналитическую информацию о функционировании, перспективах развития системы образования. К ним относятся справки и иные материалы (в частности, перечень электронных образовательных ресурсов и их адреса на сайтах, ссылки на базы данных, справочные системы, электронные словари, сетевые ресурсы).
2.2. УМК, как правило, включает разделы (приложение 1):
вспомогательный,
теоретический,
практический,
контроля знаний.
В зависимости от специфики учебной дисциплины теоретический и практический разделы могут быть объединены либо один из них может отсутствовать.
Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной, учебно-методической документации, программно-планирующей документации воспитания, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.
Включает:
Выписку из образовательного стандарта (по конкретной учебной дисциплине)
Выписку из учебного плана для реализации образовательных программ среднего специального образования по специальности
Учебную программу для реализации образовательных программ среднего специального образования по учебной дисциплине
Теоретический разделУМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности, по специализации, и может быть представлен учебником, учебным пособием, курсом лекций и др. Рекомендуется в данном разделе приводить полное или краткое изложение тем содержания учебного материала.
Включает:
1.Средства обучения (перечень)
Учебники и учебные пособия, справочные и периодические издания
Электронные средства обучения (электронные учебники и пособия, фильмы, презентации)
Дидактическое обеспечение технических средств (видео- и звукозаписи)
Наглядный материал (натуральные объекты, модели, муляжи, макеты, иллюстрации)
2. Материалы для теоретического изучения учебной дисциплины (курс лекций, планы-конспекты учебных занятий, конструкции уроков с лекционным материалом)
Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических, иных учебных занятий и организовывается в соответствии с учебным планом по специальности, по специализации.
Включает:
Учебники и учебные пособия, справочные и периодические издания
Электронные средства обучения (электронные учебники и пособия, фильмы, презентации)
Дидактическое обеспечение технических средств (видео- и звукозаписи)
Наглядный материал (натуральные объекты, модели, муляжи, макеты, иллюстрации и др.)
Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов среднего специального образования и учебно-программной документации образовательных программ среднего специального образования. (Материалы итоговой аттестации учащихся включаются в методический комплекс «Итоговая аттестация»).
Включает:
ГЛАВА 3 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ УМК
3.1. Формирование УМК по учебным дисциплинам осуществляется педагогическими работниками колледжа самостоятельно на основании разработанных структурных элементов научно-методического обеспечения, обсуждается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по учебно- производственной работе. Титульный лист УМК оформляется согласно приложению 1 к настоящему Положению.
3.2. Работа по созданию УМК включает:
3.2.1. Участие в разработке УМК.
3.2.2. Проведение анализа состояния обеспеченности УМК по учебным дисциплинам в колледже.
3.2.3. Выявление, обобщение, систематизацию и внедрение педагогического опыта разработки и использования УМК в колледже.
3.2.4. Взаимодействие с организациями, осуществляющими научно- методическое обеспечение среднего специального образования, организациями – заказчиками кадров по вопросам разработки УМК.
3.3. Учебно-методический комплекс по дисциплине составляется по каждой дисциплине.
3.4. УМК разрабатывается преподавателем (авторским коллективом) по соответствующей дисциплине. Обязательным этапом подготовки комплекса является его обсуждение на заседании цикловой комиссии и рекомендация для утверждения заместителем директора по учебно-производственной работе. Преподаватели цикловой комиссии несут ответственность за полнуюобеспеченность закрепленных за ними дисциплинами, учебно-методическими комплексами, их регулярное обновление, а также за их соответствие требованиям к структуре, составу и оформлению, изложенным в настоящем положении.
3.5. УМК должен соответствовать образовательной концепции колледжа, а также:
3.5.1. учитывать новейшие разработки и достижения в науке, технике, экономике, культуре и других сферах, связанных с конкретной учебной дисциплиной;
3.5.2. обеспечивать оптимизацию учебного процесса, внедрение инновационных технологий образовательного процесса;
3.5.3. оптимизировать планирование и организацию самостоятельной работы учащихся;
3.5.4. ориентировать учащихся на научно-исследовательскую работу и умение применить подученные теоретические знания на практике в последующей профессиональной деятельности.
3.6. УМК должен ежегодно обновляться.
3.7. УМК предназначается для учащихся всех форм обучения и преподавателей, ведущих учебные занятия.
3.8. УМК должен быть представлен в бумажном и электронном носителях (текстовая форма хранится у преподавателя и в методическом кабинете. В методический кабинет предоставляется в обязательном порядке и электронная форма).
ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УМК
4.1. УМК дисциплины представляется набором обязательных компонентов в виде текстовых файлов. Каждый компонент имеет вид отдельного файла. Текст должен быть набран в редакторе MS Word, файлы должны быть формата .doc. В качестве основного шрифта рекомендуется использовать Times New Roman, pt 12-14, междустрочный интервал – 1,0. Поля: левое 30 мм, правое 15 мм, верхнее и нижнее по 20 мм (обычные). Выравнивание текста по ширине, отступ первой строки – 1,25 см.
4.2. Допускается качественная ксерокопия нормативной документации, иллюстрационного и прочего материала.
Структура УМК по учебной дисциплине
1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.1. Название учебной дисциплины
1.2. Справка о месте учебной дисциплины в системе межпредметного взаимодействия и ее роли в подготовке специалиста
1.3. Учебно-программная документация
1.3.1.Выписка из образовательного стандарта (по конкретной учебной дисциплине)
1.3.2.Выписка из учебного плана для реализации образовательных программ среднего специального образования по специальности
1.3.3.Учебная программа для реализации образовательных программ среднего специального образования по учебной дисциплине
1.4. Учебно-методическая документация (методические рекомендации для педагогов, методические рекомендации для учащихся) при необходимости
1.5. Перечень изданий, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины
1.6. Информационно-аналитические материалы (ссылки на базы данных, справочные системы, электронные словари, сетевые ресурсы)
Приложение 1
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА
Учреждение образования
«Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УПР ______________И.В. Власенко
«___» ______________ 20____ г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
___________________________________________________
(название учебной дисциплины)
по специальности ___________________________________________________
(код и наименование специальности)
Составители:
_________________________
_________________________
(Ф.И.О.)
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
Протокол № от «___» _______________.20___
Председатель цикловой комиссии ______________________________
(ФИО)
Минск 20___
Положение об учебно-методическом комплексе на уровне профессионально-технического образования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано на основании статьи 94 Кодекса Республики Беларусь об образовании и определяет структуру учебно-методического комплекса (далее - УМК), порядок его создания на уровне профессионально-технического образования в учреждениях профессионально-технического образования и иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (далее - учреждения образования).
2. В УМК объединяются структурные элементы научно-методического обеспечения образования. Научно-методическое обеспечение образования осуществляется в целях обеспечения получения образования, повышения его качества и основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.
3. УМК предназначен для реализации требований образовательных программ и образовательных стандартов профессионально-технического образования и создается по учебным предметам профессионального компонента (далее - учебный предмет).
4. УМК может быть выполнен в печатном или электронном виде.
ГЛАВА 2
СТРУКТУРА УМК
5. Структурными элементами УМК являются:
5.1. учебно-программная документация образовательных программ профессионально-технического образования: учебные планы (типовые учебные планы по специальностям, учебные планы учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, по специальности (специальностям), экспериментальные учебные планы по специальности (специальностям), индивидуальные учебные планы) и учебные программы (типовые учебные программы по учебным предметам профессионального компонента, учебные программы учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, по учебным предметам профессионального компонента, экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, по учебным предметам профессионального компонента);
5.2. учебно-методическая документация: методики преподавания учебных предметов, образовательных областей, тем, методические рекомендации;
5.3. учебные издания: издания, содержащие с учетом возрастных особенностей обучающихся систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, официально утвержденные или допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные учреждениями образования, организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования, учебно-методическими объединениями в сфере образования, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, а также иные издания, определяемые Министерством образования Республики Беларусь;
5.4. информационно-аналитические материалы: материалы, содержащие сведения, сравнительную информацию, аналитическую информацию о функционировании, перспективах развития системы образования. К ним относятся справочники, статистические сборники, справки, информационные письма, отчеты, доклады и иные материалы (в частности, учебный терминологический словарь, перечень электронных образовательных ресурсов и их адреса на сайте учреждения образования, ссылки на базы данных, справочные системы, электронные словари, сетевые ресурсы).
6. УМК, как правило, включает разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный.
Теоретический раздел УМК содержит материалы для теоретического изучения учебного предмета в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности.
Практический раздел УМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических и иных учебных занятий в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности.
Раздел контроля знаний УМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов профессионально-технического образования и учебно-программной документации образовательных программ профессионально-технического образования.
Вспомогательный раздел УМК содержит элементы учебно-программной документации образовательной программы профессионально-технического образования, учебно-методической документации, перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебного предмета.
7. Формирование УМК по учебным предметам осуществляется педагогическими работниками учреждений профессионально-технического образования самостоятельно на основании разработанных структурных элементов УМК.
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УМК
8. Планирование работ по созданию структурных элементов УМК включает:
8.1. анализ состояния обеспеченности учебных предметов структурными элементами УМК, проводимый организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования на республиканском и (или) областном (г. Минска) уровнях;
8.2. ежегодную подготовку планов разработки отдельных структурных элементов УМК, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, на республиканском и (или) областном (г. Минска) уровнях и утверждение их учредителем организации, осуществляющей научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования;
8.3. издание отдельных структурных элементов УМК в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
9. Разработка структурных элементов УМК проводится на республиканском, областном (г. Минска) уровнях и уровне учреждения образования.
10. На республиканском уровне работа по созданию структурных элементов УМК проводится организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, и включает:
10.1. разработку методологии и методики создания структурных элементов УМК;
10.2. разработку и издание типовых учебных планов по специальностям, типовых учебных программ по учебным предметам профессионального компонента;
10.3. координацию работы организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, на областном (г. Минска) уровне, ведущих учреждений профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на республиканском уровне по созданию структурных элементов УМК;
10.4. размещение отдельных структурных элементов УМК на республиканском сайте методической поддержки профессионального образования;
10.5. координацию работы учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования на республиканском уровне по разработке структурных элементов УМК;
10.6. проведение республиканских организационно-методических мероприятий с целью обобщения и распространения положительного педагогического опыта по созданию структурных элементов УМК в образовательном процессе;
10.7. повышение квалификации педагогических работников по вопросам разработки и использования структурных элементов УМК;
10.8. анализ состояния обеспеченности учебных предметов учебно-программной документацией образовательных программ профессионально-технического образования, учебными изданиями, учебно-методической документацией и информационно-аналитическими материалами.
11. На областном (г. Минска) уровне работа по созданию структурных элементов УМК проводится организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования областного (г. Минска) уровня, и включает:
11.1. организацию и координацию работы ведущих учреждений профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на областном (г. Минска) уровне по разработке структурных элементов УМК, оказание методической помощи, проведение анализа обеспеченности УМК учебных предметов, по которым осуществляется подготовка рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием в учреждениях образования, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
11.2. организацию работы учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования на областном (г. Минска) уровне по разработке структурных элементов УМК;
11.3. организацию работы по участию педагогических работников учреждений образования в разработке структурных элементов УМК;
11.4. выявление, обобщение, систематизацию и внедрение педагогического опыта на уровне области (г. Минска) по вопросам создания структурных элементов УМК и их использования в учреждениях образования;
11.5. проведение областных (городских) организационно-методических мероприятий с целью обобщения и распространения положительного педагогического опыта по созданию и использованию структурных элементов УМК в образовательном процессе;
11.6. взаимодействие с организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, на республиканском уровне по вопросам разработки структурных элементов УМК.
12. На уровне учреждения образования работа по созданию структурных элементов УМК проводится ведущими учреждениями профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования на областном (г. Минска) уровне и включает:
12.1. участие в разработке структурных элементов УМК;
12.2. проведение анализа состояния обеспеченности структурными элементами УМК учебных предметов в учреждении образования;
12.3. выявление, обобщение, систематизацию и внедрение педагогического опыта разработки и использования структурных элементов УМК в учреждении образования;
12.4. взаимодействие с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, организациями - заказчиками кадров по вопросам разработки структурных элементов УМК.
Организация и проведение предметной (профессиональной) недели
I. Общие положения
Предметные (профессиональные) недели в колледже проводятся ежегодно по инициативе и при непосредственном руководстве цикловой комиссии, методических комиссий общеобразовательного и общепрофессионального компонента, мастеров производственного обучения с целью повышения профессиональной компетентности преподавателей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Задачи предметной (профессиональной) недели:
— совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков, и внеурочных мероприятий;
— вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
— выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или овладению профессиональными навыками;
— развитие креативных способностей обучающихся и поддержка высокомотивированных учащихся.
II. Организация и порядок проведения предметной недели
Предметная неделя проводится в соответствии с планом. При составлении плана необходимо учитывать занятость всех участников методического объединения и разнообразие форм проведения уроков и мероприятий;
План подготовки и проведения предметной недели утверждается заместителем директора по УПР, УР колледжа не позднее чем за неделю до начала ее проведения. Тематика предметной недели определяется и ежегодно на одном из заседаний методического объединения. Ответственность за организацию и проведение предметной (профессиональной) недели возлагается на методическую (цикловую) комиссию и её председателя.
Участниками предметной (профессиональной) недели являются:
— все преподаватели, мастера производственного обучения, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
— обучающиеся колледжа, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
В рамках предметной (профессиональной) недели могут проводиться:
— предметные олимпиады;
— нетрадиционные уроки по учебному предмету (специальности), в том числе в рамках аттестации педагогических кадров;
— мастер-классы лучших педагогов колледжа;
— внеурочные мероприятия как в группе там и между учебными группами;
— массовые социально значимые или научно-познавательные мероприятия.
Проведение предметной (профессиональной) недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в учебных кабинетах, мастерских, холле колледжа, на сайте.
По итогам предметной недели наиболее активные ее участники (как педагоги, так и обучающиеся) поощряются администрацией колледжа.
По окончании предметной (профессиональной) недели на заседании методической (цикловой) комиссии проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели, информация размещается на сайте колледжа.
По итогам предметной (профессиональной) с целью обобщения опыта работы педагогов, создания методической копилки, разрабатывается план-конспект урока или мероприятия, проводится анализ итогов предметной недели (необходимо дать оценку достоинств мероприятий, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям, охват учащихся), и предоставляется в течение 3-х дней после проведения, заместителю директора по УПР, УР.
Методические формирования
С целью повышения уровня профессиональной компетентности и профессионального мастерства педагогических работников, освоения ими содержания образовательного пространства и обеспечения качества образования, профессиональной подготовленности учащихся, в соответствии с положением об учреждении профессионально-технического образования в колледже созданы методические формирования.
Методическая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента. Председатель – преподаватель высшей квалификационной категории Лариса Ивановна Примакова.
Методическая комиссия преподавателей учебных предметов профессионального компонента. Председатель – преподаватель высшей квалификационной категории – Людмила Николаевна Карплюк.
Методическая комиссии мастеров производственного обучения. Председатель – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории Оксана Геннадьевна Бондаровец.
Цикловая комиссия преподавателей учебных дисциплин. Председатель – преподаватель высшей квалификационной категории Ирина Сергеевна Мельник.
Методическое объединение кураторов учебных групп. Председатель - преподаватель высшей квалификационной категории Ольга Ивановна Трубникова.
Школа молодого специалиста для педагогических работников:
- имеющих среднее специальное образование и стаж работы до двух лет;
- имеющих высшее образование и стаж работы до одного года. Руководитель - методист первой квалификационной категории Мария Петровна Клинцевич.
Творческая группа по созданию проекта инновационной деятельности по теме:«Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, обеспечивающего получение квалификации рабочего (получение образования в дневной форме на основе общего базового образования с получением общего среднего образования) по специальности 3-70 02 51«Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», квалификации
3-70 02 51-54 «Монтажник строительных конструкций».
Методические формирования организовывают и проводят свою работу в соответствие с планом.
График проведения предметных и профессиональных недель 2021-2022 учебный год
№ |
Предмет/специальность |
Ф.И.О. педагога |
Сроки проведения |
1 |
Белорусский язык и литература |
Гриневич О.А. |
07 - 12.02.22 |
2 |
Русский язык и литература |
Хоронжая Т.С. |
|
3 |
Иностранный язык |
Печенькова Д.С. |
07 -12.02.2022 |
4 |
Иностранный язык |
Турсини Кристиан |
|
5 |
История |
Молчан А.В., Новикова К.А. |
14-19.02.22 |
6 |
Математика |
Андреева О.Е., Янченко Т.А. |
21-26.02.2022 |
7 |
Физика |
Андреева О.Е., Янченко Т.А. Тяк Е.А. |
|
8 |
Химия География |
Пивень О.А. |
28-02-05.03.2022 |
9 |
Биология |
Ременчик И.Л. |
|
10 |
Информатика |
Косолапова Л.И. |
07-12.03.2022 |
11 |
Информатика |
Примакова Л.И. |
|
12 |
Физическая культура |
Лазерко Е.А. |
14-19.03.2022 |
13 |
Физическая культура |
Томчук В.А. |
|
Электротехника |
Ничипорчик Д.С. |
21-26/02/2022 |
|
14 |
Охрана труда |
Василевич Т.П. |
25-30.04.2022 |
15 |
Основы экономики |
Карплюк Л.Н. |
29.11- 04.12.2021 |
16 |
Черчение |
Бронская Е.С. Карплюк Л.Н. |
14-19.03.2022 |
17 |
Специальная технология |
Мельник И.С. Трубникова О.И., Бондаровец О.Г. |
21-26.03.2022 |
18 |
Специальная технология |
Шиманович Е.А |
28.02-05.03.2022 |
19 |
Специальная технология и материаловедение |
Богдан И.Д. Шоричев М.В., |
|
20 |
Специальная технология и материаловедение |
Печень В.М., Щелкун И.М., Уголик А.И. |
18-23.04.2022 |
21 |
Столярные, стекольные и паркетные работы. |
Печень В.М., Бронская Е.С. Бочаренко Л.Н., Довыденко А.Е., Щелкун И.М., Уголик А.И. |
18-23.04.2022 |
22 |
Технология сварочных работ Производство строительно-монтажных и ремонтных работ. |
Шоричев М.В., Герасимов В.Н., Ничипорчик Д.С. Яроцкий В.Н. Шоричев М.В., Кулевский В.Ф., Баталов М.К. |
01-05.03.2022 |
23 |
Отделочные строительные работы |
Бондаровец О.Г. Мельник И.С. Трубникова О.И., Козелько Е.С., Гришкевич Е.В., Устиненкова Н.Ю., Жук. Е.С Казакова С.В., Богдан И.Д. |
21-26.03.2022 |
Инновационная и экспирементальная деятельность
В соответствии с Приказом Комитета по образованию Мингорисполкома от 14.07.2022 № 254-ОС колледж является ведущим в системе профессионально-технического образования по реализации программ инновационной деятельности:
«Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, обеспечивающего получение квалификации рабочего (получение образования в дневной форме на основе общего базового образования с получением общего среднего образования) по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», квалификации «Монтажник строительных конструкций 2020-2023гг».
«Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, по специальности «Отделочные строительные работы 2020-2025гг».
Для организации и проведения инновационной деятельности в колледже созданы творческие группы, разработаны программы на весь период деятельности и календарные планы на учебный год. Каждая творческая группа представляет промежуточные отчеты о ходе проводимой работы.