Положение об организации процесса самообразования педагогических работников
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение регулирует деятельность педагогических работников по теме самообразования, которая является одной из основных форм работы по повышению квалификации. Работа по теме самообразования является обязательной.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью работы по темам самообразования является систематическое повышение профессиональной компетентности участниками образовательного процесса
Задачи:
ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ТЕМАМИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Преподавателю, мастеру производственного обучения предоставляется право выбора темы по самообразованию. Тема определяется, исходя из:
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 1 до 3-х лет.
Каждый педагогический работник имеет индивидуальный план работы над темой.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы работы:
Документы по самообразованию:
Формы отчётности:
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Весь наработанный материал по завершению работы над темой сдается и является доступным для использования другими педагогическими работниками.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.
Методические рекомендации
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?
Организация работы по самообразованию
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Тема определяется, исходя из единой методической темы УО, темы МК, специфики индивидуальных интересов, затруднений педагога, актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, уровня профессиональной компетентности, педагогического стажа т.д
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы.
Наиболее часто возникают следующие проблемы:
Предлагаем решения обозначенных проблем:
Возможная проблема и пути решения
Не могут определиться с темой самообразования.
Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.
Формулируйте темы по схемам:
1часть |
2 часть |
3 часть |
Совершенствование .. |
как средство… |
развития… |
Формирование… |
как условие… |
активизации… |
Развитие… |
как аспект… |
повышения… |
Осуществление… |
как фактор.. |
реализации… |
Использование… |
как основа… |
совершенствования… |
Разработка… |
как механизм… |
эффективности |
Реализация… |
||
Создание… |
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
При подборе литературы теряются в ее изобилии.
Затрудняются в правильном выборе
Подбор литературы осуществляйте следующим образом:
С чего начать изучение подобранной литературы:
При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
Не могут сформулировать цель и задачи работы
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
Тема «Интерактивные игры как средство развития познавательных и коммуникативных способностей, критического мышления обучающихся
Цель работы: Показать роль и значение интерактивных игр в развитии познавательных и коммуникативных способностей, критического мышления обучающихся.
Задачи – пути достижения поставленной цели.
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач:
Содержание деятельности исследования
Частичный предмет исследования
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать.
Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации.
Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).
Включает в себя:
2.Практический этап.
На данном этапе педагог может:
Формы отчета:
Результаты самообразования
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с учащимися ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Рекомендации педагогу по самообразованию
Памятка педагогу по организации самообразования
На основании выбранной темы самообразования педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
Этапы работы |
Сроки выполнения каждого этапа |
Мероприятия, проводимые в процессе работы над темой |
Способ демонстрации результата проделанной работы |
Форма отчета по проделанной работе. |
По окончании работы над темой самообразования каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогических работников.
Этапы работы
над темой самообразования
Этапы |
Выступления по теме самообразования |
1-й |
|
Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач |
Выступление с сообщением на МО |
2-й |
|
Выбор теоретического материала, практических методов. формирование научной основы будущей работы |
Выступление с докладом на педсовете |
3-й |
|
Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (учебной группе, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование |
Выступление на городском МО, семинаре |
4-й |
|
Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации |
Выступление на конференциях, открытые уроки |
5-й |
|
Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем, подготовка к защите |
Выступление на конференциях, открытые уроки, публикации в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов |
Список рекомендуемой литературы для самообразования