Рекомендации родителям

26 10 23 17

Ответственность или послушание

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в подростках. Они постоянно спрашивают: «Как мне внушить ребенку, что у него есть определенные обязанности - убирать свою комнату, выполнять домашние задания, выносить мусор, не опаздывать на занятия, ухаживать за домашним животным, упражняться в игре на пианино и т.д.?» Этот перечень обязанностей можно продолжать и продолжать. Прежде чем мы рассмотрим вопрос о том, как развивать в подростках чувство ответственности, надо разобраться, что это чувство представляет и каковы возможности у детей разного возраста.

Все родители едины в том, что хотели бы видеть своих детей людьми ответственными, однако каждый родитель трактует понятие «ответственность» по-своему. Проще всего выявить различие между ответственностью и послушанием, ответив на два вопроса: кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать (какова мотивация выполнения того или иного задания).

Когда речь идет о послушании, то от ребенка просто требуют выполнения порученного. Здесь не идет речи о том, согласен он с этим или нет. Решение и мотивировка поступают к ребенку извне. Ответственность же предполагает, что ребенок согласен выполнять предлагаемое задание, и понимает, почему это нужно сделать.

Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознавать необходимость действия. 

Когда дети выполняют то, что говорят им родители, друзья или учитель, вне зависимости от того, согласны они с этим или нет, - это повиновение. Обычно человек повинуется потому, что хочет избежать наказания или действовать в соответствии с общепринятыми нормами. Ответственность же люди проявляют тогда, когда сами решают, что делать, и осознают необходимость этих действий.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. 

Послушание бывает уместно во многих ситуациях. Для нормального существования общества необходимо, чтобы были какие-то обязательные для всех правила. Представляете, что может случиться, если каждый из нас будет самостоятельно решать, как и по какой стороне дороги ехать. С другой стороны, бездумное послушание может быть столь же опасно, как и безоглядная независимость. Существуют вопросы, касающиеся, например, сексуальной ориентации, политических взглядов, употребления наркотиков - решение по которым человек должен принимать сам. Личная ответственность необходима, иначе люди потеряют свою индивидуальность. В самом худшем варианте слепого подчинения дети оказываются втянутыми в банду или религиозную секту, а в стране господствует режим, когда люди «делают только то, что им приказывают» (как это было во время господства Гитлера в Германии).

Составляющие ответственности

Можно выделить три компонента ответственности: понимание поставленной задачи, согласие выполнить эту задачу и самостоятельная мотивировка своих действий. Без этих трех составляющих ребенок не будет знать, что делать, или же будет послушно выполнять требования родителей.

  • Понимание задачи подразумевает знание того, что нужно сделать и как это сделать. То, что со стороны может показаться ленью или безответственностью, может на самом деле являться следствием непонимания поставленной задачи. Иногда ребенок соглашается выполнить какую-то задачу, а позже выяснится, что родители хотели от него совсем другого. Бывают случаи, когда родители и ребенок одинаково понимают поставленную задачу, но ребенок чего-то просто не знает. Для ясного понимания поставленной задачи нужно, чтобы родители и ребенок все четко обсудили между собой. Взрослому необходимо обозначить объем работы и условия, при которых она считается выполненной. Это легко сделать, когда родители знают, как ребенок справлялся с подобной задачей раньше (каков его опыт), и, исходя из этого, формулируют задание. Кроме того, нужно дать ребенку возможность задать вопросы, чтобы он понял суть задания.
  • Согласие с поставленной задачей уже предполагает не просто послушание, а ответственность. Прежде чем попросить ребенка сделать что-нибудь (например: «Не мог бы ты помочь мне разобрать сумку с продуктами?»), убедитесь, что у него есть выбор. Если нет выбора - не просите! Если у ребенка есть выбор, то он будет проявлять на практике чувство ответственности.

Немногие дети, однако, хотят трудиться столько, сколько хотели бы от них родители. Некоторые родители сначала дают детям выбор, но в случае отказа пытаются заставить их выполнить задание. Тогда вопрос переходит в другую плоскость: что следует делать ребенку, если он не хочет помогать? Следует ли ему соглашаться, если он, возможно, выполнит работу плохо или забудет ее сделать? Или он должен отказаться и с самого начала испытать на себе родительский гнев? Многие родители, как выяснилось, предпочитают сразу услышать от ребенка отказ, чем позже обнаружить, что он так ничего и не сделал.

Некоторым родителям бывает трудно предоставить детям право выбора. Одна женщина рассказала, что в таких случаях она напоминает себе, что умение отказаться от работы может пригодиться им в будущем.

Совершенно ясно, что есть какие-то вещи, которые дети выполнять обязаны, а от какой-то работы они могут и отказаться. В каждой семье есть свои виды обязательной и необязательной работы. Если детям, по вашему мнению, нужно научиться думать самостоятельно, они должны иногда говорить «нет».

  • Умение самостоятельно мотивировать свои действия. Маленьких детей всем необходимым обеспечивают взрослые (в том числе и информацией). Задача родителей - сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался старших (внешняя мотивировка), но и сам принимал решения (внутренняя мотивировка). Важно помочь ему развить в себе способность к самодисциплине, умение видеть перспективу, а не сиюминутный выигрыш. Умение самостоятельно принимать решения приходит постепенно - с годами, с опытом.

Родители могут помочь маленькому ребенку, поощряя его похвалой или какой-нибудь наградой. Однако по мере взросления ребенок должен учиться мотивировать свои действия!

Также полезно понять, каким путем, по вашему мнению, должен идти ребенок. Внимательно приглядитесь к поведению своих детей и определите, какую работу они выполняют ответственно.

Уровни ответственности

И дети, и взрослые учатся быть ответственными постепенно, шаг за шагом. Этот процесс можно разделить на три этапа (три уровня ответственности).

  • Ребенок в качестве помощника. На этом этапе ребенок помогает вам сделать какую-то работу. При этом он учится тому, как ее нужно выполнять. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети (не важно, шесть ли им лет или шестнадцать) нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого.
  • Ребенок нуждается в напоминании и контроле. На этом уровне у детей есть большая часть информации, необходимой для выполнения задания. Тем не менее, они могут забыть что-нибудь или им нужно будет напоминать, что настала их очередь что-то сделать.
  • Ребенок выполняет задание самостоятельно. Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только выполняет сам всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий.
  • Чего хотят родители? Уровень ответственности ребенка зависит от уровня его развития и возраста, а также от того, чего от него ожидают родители. Некоторые родители не хотят перекладывать ответственность на ребенка. А иногда им просто не приходит в голову позволить ребенку самому нести ответственность.

Насколько Вы ответственны?

Наши дела убеждают детей больше, чем слова. Если вы хотите помочь ребенку стать более ответственным, понаблюдайте сначала, как ведут окружающие его взрослые.

Большинство людей проявляют ответственность в тех вопросах, которые для них важны.

При этом в других вопросах они обычно ведут себя беспечно. Вот несколько примеров: женщина тщательно прорабатывает бюджет для всей компании, но не может сбалансировать собственный бюджет; мужчина, который не упускает из виду ни одной детали, работая над несколькими проектами, при этом часто забывает ключи; усталый отец обещает своему ребенку почитать книгу «попозже», но это «позже» так никогда и не наступает.

Дети часто копируют поведение своих родителей. 

Родители нередко пытаются отделаться от своих детей, давая обещания, которые потом не выполняют. У взрослых, возможно, есть вполне веские причины для таких поступков – по крайней мере, они так думают, - но доверие к ним уже подорвано. Многие дети делают вывод, что «обещание» можно не выполнять. А потом родители удивляются, почему их дети не убирают свою комнату или не выносят мусор.

Обучение ответственности

Вместо того чтобы учить детей считать себя плохими из-за совершаемых ими ошибок, нужно научить их извлекать уроки из своих промахов и, если нужно, нести ответственность и исправлять ошибки. Некоторые родители и рады были бы не наказывать ребенка и не заставлять его расплачиваться за ошибки, но они боятся, что тогда ребенок не научится отвечать за свои промахи и возмещать ущерб. Это довольно важное соображение.

В конце концов, вы не можете извлечь из своего промаха урок и возместить ущерб, если прежде не признаете сам факт совершения ошибки. Такая ответственность очень важна для взрослых, чтобы исправлять свои ошибки, – но не для малышей. Для того чтобы извлечь урок, детям нет нужды нести ответственность. У совсем маленьких детей еще вообще нет чувства собственного «я», однако при этом они постоянно учатся и корректируют свои действия.

Ответственность – это сознательное понимание того, что «я совершил ошибку». Ребенок до девяти лет еще не развивает чувство собственного «я». До этого возраста самокоррекция происходит автоматически – без участия чувства ответственности. У малыша еще нет чувства собственного «я» – того «я», которое совершило ошибку. Невинный ребенок корректирует свое поведение не потому, что он сделал что-то плохое, но из врожденного стремления имитировать родителей и сотрудничать с ними.

Если от детей добиваются ответственности за ошибки, их естественная склонность к самокоррекции посредством имитации и сотрудничества притупляется. А эта самокоррекция очень важна для обучения и роста. Взрослые должны помнить: жизнь – это процесс проб и ошибок.

Ответственность, не омраченная чувством неадекватности или несостоятельности, рождается из ощущения, что совершать ошибки – нормально. После того как в течение первых девяти лет ребенок имеет возможность совершать промахи, не боясь быть наказанным или утратить любовь, он готов развить в себе соответствующее чувство ответственности. Если совершать ошибки – нормально, ребенок может без всяких опасений признавать их и извлекать из них уроки.

Дети запрограммированы для автоматической самокоррекции после совершения ошибки. Главная причина, почему дети и взрослые не корректируют свое поведение, состоит в том, что они боятся признать свой промах. Естественная самокоррекция требует ощущения, что совершать ошибки – нормально. Чем сильнее ребенок боится совершать ошибки, тем больше притупляется его врожденная способность корректировать свое поведение. Боязнь совершить ошибку безмерно увеличивает вероятность того, что она все-таки будет совершена. Наказывая или стыдя ребенка за ошибки, вы усиливаете в нем боязнь и ослабляете врожденную способность к самокоррекции. Самокоррекция – автоматический процесс, осуществляющийся главным образом посредством имитации и сотрудничества, а не наказания и стыда.

Если мы хотим вырастить по-настоящему ответственных, самостоятельных детей, то обязаны признать за ними право на выбор и на ошибку.