Работа с одаренными, высоко мотивированными учащимися
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию "Не хочу!” Можно ли преподавателю управлять развитием мотивационной сферы обучающихся, какие они – мотивированные дети?
Мотивировать на учебную деятельность – значит так затронуть интересы, склонности, чтобы появилось желание реализоваться в учебном или творческом процессе. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Для решения этой проблемы каждый педагог должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". "Я-концепция"это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:
Формы и методы работы по повышению учебной мотивации.
Методы работы
Установки педагога и методы обучения
Приемы создания ситуаций успеха.
Некоторые ученые считают, что такого понятия как «Мотивация» нет. Есть «Стимуляция» это когда морковка сзади, или спереди. И есть Само мотивация это когда морковка внутри. Работа любого серьезного человека заключается в том, чтобы поддерживать высоким свой уровень само мотивации. С людьми не очень серьезными, нужно по-другому, да, их нужно стимулировать. Морковка она либо спереди, либо сзади или внутри. Но правильно, когда морковка внутри.
Формы работы с одарёнными и мотивированными учащимися:
Очень важны:
Учитель должен быть:
Памятка по работе с высокомотивированными учащимися
1. Предоставляйте возможность предельной самостоятельности учащимся.
Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями.
2. Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний. Разбор олимпиадных заданий прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
3. Задания, которые вы предлагаете учащимся к данному туру олимпиады, должны быть более высокого уровня сложности, чем потребуется, т.е. уровня последующего тура.
4. Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
5. Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
6. Создавайте ситуацию успеха.
7. Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения заданий на самой олимпиаде.
Рекомендации педагогу по работе с высокомотивированными учащимися
Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:
1.Соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы).
2.Предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями.
3.Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
4.Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
5.Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
6.Создавайте ситуацию успеха.
7.Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных заданий.
8.Создавайте ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одно0группниками.
9.Проявляйте уважения к индивидуальности с учетом понимание особенностей развития высокомотивированного учащегося, освобождайтесь от ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально развитый учащийся:
10.Формируйте умения учиться как базисную способность саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовать свою деятельность во времени, концентрировать и распределять внимание и т.д.).
11.Обеспечьте сохранение физического и душевного здоровья, эмоционального благополучия учащихся, как необходимое условие успешности любой деятельности.
12. Заботьтесь о сохранение высокой самооценки учащихся.
13.Обеспечьте формирование системы приобретенных учебных мотивов.
14.Организуйте развивающую среду, стимулирующую любознательность учащихся и обеспечивающую возможность ее удовлетворения (дополнительные занятия, экскурсии, пример взрослых).
15.Разработайте и внедрите стратегию ускорения обучения высокомотивированных учащихся.
Работа с неуспевающими (низко мотивированными) учащимися
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, отсутствие у учащегося мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Неуспеваемость это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.
Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные – снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, несовершенство организации учебного процесса на местах неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях, отрицательное влияние социального окружения, наличие булинга, разрушение института семьи и т. д.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья учащихся, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, отсутствием морально-этических и нравственных норм поведения в обществе. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ – учебный материал должен быть посильным для большинства обучающихся, отсутствие мотивации учения – неправильно сформированное отношение к образованию, обучающийся не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. Низкая самооценка, низкий уровень притязаний, отсутствие успешности хотя бы в одной сфере деятельности, проблема слабого развития волевой сферы. "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли". К.Д. Ушинский:
Причины и характер проявления неуспеваемости:
Учащихся с проблемами успеваемости можно условно разделить на 3 группы:
1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для 1 группы – слабо развита мыслительная деятельность, но есть желание учиться можно проводить специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритма решения задачи или работа с ее условием. Главное в работе с такими учащимися учить учиться. Надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Учащимся, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Работа с учащимися, нежелающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Колледж они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям педагогов относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация будет продуктивность обучения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
Помеха развитию мотивации тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.
Виды помощи в учении
Очень важный этап при работе с такими детьми профилактика неуспеваемости
Профилактика неуспеваемости
Контроль подготовленности учащихся. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, выполняемых работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.
Изложение нового материала. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний, умений, навыков. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
Самостоятельная работа учащихся на уроке. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к педагогу при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной внеурочной работы. Обеспечивать повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения работ, проверять понимание этих инструкций.
Работа с неуспевающими учащимися должна вестись систематически.
Примерный план работы со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися
Мероприятия… ____ Срок… ___
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: определение фактического уровня знаний; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы с куратором, мастером, педагогом-психологом, педагогам социальным и обязательно с самим учащимся.
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущее полугодие, далее корректировать по мере необходимости
4.Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся учебной группы.
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником преподавателями-предметниками
Памятка "Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.
Положение о школе молодого специалиста в учреждении образования «Минский государственный колледж строительства имени Владимира Георгиевича Каменского»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее положение определяет нормативные, правовые, деятельностные и содержательные основы функционирования школы молодого специалиста (далее ШМС) учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского».
2. ШМС является структурным элементом системы методической службы колледжа, создается по решению администрации при наличии в колледжа вновь прибывших молодых специалистов.
2. ШМС представляет собой объединение работников, впервые приступивших к педагогической деятельности, преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих педагогический стаж менее двух лет; имеющих длительный перерыв в педагогической работе (более 3лет)
3. В своей деятельности ШМС руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.
4. Координирует деятельность ШМС заместитель директора по УПР, руководителем ШМП назначается методист или опытный педагог.
5. ШМС имеет право привлекать к проведению мероприятий руководителей МК, педагога-психолога , педагога социального, педагога –организатора и других работников УО, готовых к передаче и трансляции опыта работы.
ЦЕНЛИ И ЗАДАЧИ ШМС
6. ШМС в колледже действует с целью обеспечения роста профессиональной компетентности молодых специалистов, их индивидуального продвижения, самореализации и поддержки.
7.Задачи ШМС:
- Создание условий для повышения квалификации и профессионального роста молодых педагогических работников;
- Оказание помощи молодым специалистам в адаптации в педагогическом коллективе;
- Оказание практической помощи в образовательной деятельности с учащимися;
- Повышение уровня дидактической и методической готовности педагогов к организации и проведению образовательной деятельности.
- Обеспечение освоения современной педагогической теорией и практикой
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМС
8.Выявление ведущих потребностей молодых специалистов путем индивидуального собеседования, проведения анкетирования, анализа подготовки и проведения урока, воспитательного мероприятия, внеурочной деятельности.
8. Разработка плана работы с учетом выявленных проблем.
9. Организация и проведение процесса обучения педагогов проводится в соответствии с планом в форме: семинар-практикум, лекция, обучение в процессе контроля и экспертной оценки заместителей директора и руководителей МО, наставничество (как индивидуальная форма работы), посещение занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов.
10.Разработка памяток и рекомендаций по организации образовательного процесса.
11. ШМС оформляет следующую документацию:
Положение о ШМС;
План работы на текущий учебный год;
Банк данных о молодых специалистах;
Анкеты;
Итоговый анализ работы ШМС за учебный год.
12. ШМС имеет право:
- Вносить в администрацию колледжа предложения по вопросам повышения результативности и эффективности обучения и воспитания обучающихся;
- Вносить изменения и дополнения в Положение о ШМС;
- Ходатайствовать перед администрацией колледжа о поощрении отдельных молодых специалистов за достигнутые результаты в работе.
ОБЯЗАННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ШМС
13. Слушатель ШМС обязан:
- участвовать в заседаниях ШМС, практических семинарах и других мероприятиях, проводимых по плану ШМС;
- постоянно совершенствовать уровень своего профессионального педагогического мастерства
Памятка по подготовке урока теоретического обучения
Поурочное планирование осуществляется на основе перспективно-тематического плана. Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.
Виды поурочного плана:
Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:
Примеры формулировки обучающих целей:
Примеры формулировки воспитательных целей:
Примеры формулировки развивающих целей:
Материально-техническое оснащение урока:
7. Учебно-методическое оснащение урока:
наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов, чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества).
8. Тип урока.
9. Структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы.
10. Ход урока с изложением содержания каждого этапа и указанием формы организации учебной деятельности обучающихся, методов и приемов работы.
11. Формы поурочного плана: текстовая,табличная,графическая,комплексная.В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов, кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:
Требования к описанию хода урока
При описании хода урока подзаголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются: их подробное или сжатое содержание; методы; формы организации учебной деятельности обучающихся; приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся и т.д.
Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом.
Основное содержание структурных элементов урока
Памятка преподавателю по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учащегося
1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен учащимися.
2.Алгоритм организации проверки:
- преподаватель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания, и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3.Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4.При учете знаний любой труд ученика должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или всю группу в целом.
5.Оценки выставляются за:
6.Что проверять?
7. Преподаватель обязан объявлять оценку отвечающему и всей учебной группе, почему поставлена та или иная оценка.
8.Оценка обязательно комментируется. При оценке преподаватель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.
9.Преподаватель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10.При анализе ответа преподаватель определяет:
11. Выставление отметок в дневник - обязанность преподавателя.
12.Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму и т.д.
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14.Обучающие, контрольные, диагностические задания должны, прежде всего, учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15 Проверка имеет обучающее значение - обучение учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
16.Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания, и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18.Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым методическими рекомендациями.
19.Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20.Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21.Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учащихся учебной группы.
22.Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за полугодие, год.
23.При подготовке к уроку преподавателю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".
24 Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25.Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26.Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27.Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28. Учащемуся нужно время на обдумывание дополнительных вопросов, которые могут привести отвечающих в замешательство.
29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для учебной группы.
(В работе использовать «Методические рекомендации по формирования культуры устной и письменной речи» от 06.06.2016 года Министерства образования РБ)
Методы обучения и их классификация
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Различат следующие классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, учащиеся остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Учащиеся как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Приемы и средства обучения
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных образовательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).
Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся:
Коммуникативные барьеры и способы их преодоления
Деятельность педагогического работника системы профессионального образования предполагает большое количество коммуникативных контактов и не только cобучающиеся, но и с родителями, коллегами, руководителями, контролирующими органами, представителями базовых предприятий
Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя свое личное достоинство и достоинство другого человека. В ходе образовательного процесса не всегда придается особое значение общению. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Но ведь важны не знания сами по себе, а влияние преподавателя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности обучающегося. Результативность при этом возможна лишь тогда, когда налажен контакт с тем, кому хочешь эти знания передать.
Изменилась и роль педагога в современных условиях жизни: от транслятора знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ученика. Юношеский возраст характеризуется потребностью в понимании со стороны взрослого и принятии. Педагогическое общение невозможно без отношения. Учащиеся очень чувствуют отношение к себе. Самая грубая обида это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее. Верх невоспитанности во время разговора «вперять взоры» в окно или в угол, играть с собакой или крутить что-либо в руках. Отсюда непреложное правило: "Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза!».
Очень важен тон разговора. По нему мы можем судить о настроении и даже о характере человека. Ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливыми с окружающими. При всем своем желании и умении скрыть свои эмоции и чувства по отношению к ученикам учитель не в состоянии это сделать. Ведь существует много показателей отношения:
с помощью речи интонации, паузы, логическое ударение, повышение/понижение голоса, тембра голоса одно выражение может иметь различную окраску отношений
невербальные средства: мимика, жесты, внешне совершенно непроизвольно дают ученикам информацию об отношению к себе. Поэтому, важное условие педагогического общения доброжелательное отношение к ученикам, принятие их такими, какие они есть...
Коммуникативные барьеры или барьеры общения это чисто психологический феномен, проявляющийся в ходе общения, когда возникает чувство неприязни, недоверия к источнику информации и самой информации. Достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Когда «слушание» не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся коммуникативные барьеры.
Слушая чужую речь мы понимаем её на 70% . Самое трудное сказать так, чтобы тебя поняли, так как ты сам понимаешь. Ведь слушатель вкладывает свой смысл, свое содержание в принимаемую информацию. Деловую речь воспринимать трудно, темпераментную легко. Наша речь характеризует нашу личность. Личность выражается вся целиком в интонации. Когда мы говорим, мы себя оголяем. Некоторые недостатки нашей речи могут составлять её самобытность, но на начальном этапе общения это может вызывать коммуникативные барьеры.
Так что же нужно делать, чтобы не допустить возникновения барьеров в общении?
Изначально должна произойти преднастройка человека на общение.
(вспомните хотя бы 1-2 положительных качества человека, или его хороших поступков или решений)
На начальном этапе общения необходимо принятие определенного
выражения лица, позы, выбора начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнера действий. Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. По одежке встречают эта «одежка» не только костюм, но и поза, взгляд, улыбка. Еще не произнесено не единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить её в последствие, бывает трудно. Американские исследователи считают, что важны первые 2-4 минуты встречи. Именно в этот начальный момент общения необходимо показать заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к конструктивному сотрудничеству, открытость для новых идей и предложений.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. В процессе общения контролировать его ход и результаты, оставив у партнера благоприятное впечатление о себе, и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло стремление продолжить общение. Для этого можно применить:
Все эти приемы, как правило, сопровождается положительными эмоциями собеседника. Узкая педагогическая направленность мешает воспитанию обучающегося как субъекта учебной деятельности, как личности в целом, а у педагога происходит абсолютизация ролевых позиций, отношений, деловых качеств, может возникнуть узость восприятия педагогических ситуаций,
стереотипы мышления, нежелание отражать свои личностные качества, рефлектировать способы своего поведения. Подобная профессиональная деформация педагогам, как правило, не осознается. В педагогическом общении могут возникнуть не только барьеры, но и конфликты, если педагог будет высказывать такие сообщения как:
Ни одно из сообщений не несет в себе информации о взрослом. Взрослый не объясняет, чем конкретно он недоволен, какие чувства у него вызывают те или иные действия учащегося. Не давайте общих оценок человеку. Оценивайте конкретный поступок
Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового общения испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Самое важное принять наличие коммуникативных трудностей и не бояться проявлять творчество, гибкость, индивидуальное своеобразие, при решении сложившейся ситуации. Развивайте в себе необходимые для педагога коммуникативные качества мягкость, пластичность, деликатность в общении с обучающимися, любезность, приветливость, общительность, умение налаживать духовно общение.
Любое общение с другим человеком это воспитание. Мы отдаем другому человеку энергию и заботу и должны требовать от него того же. Мало быть альтруистом и проявлять жертвенность, мы должны воспитывать это и в других. Когда вы просто ждете, что у человека проснется совесть, вы этим отказываетесь от воспитания, от отдачи энергии, а значит и от любви. А воспитание это в первую очередь любовь, а потом поощрение и наказание, поддержка и ограничение.
Ничего не кажется человеку страшнее, чем отвержение, жестокость и отсутствие любви. Проявляйте любовь и понимание!
Желаю слышать и молвить святым даром слова
Да будет так!
Классификация коммуникативных барьеров
Группа барьеров |
Виды барьеров |
|
1 |
Барьеры непонимания |
Семантические (слова, жесты, рисунки, мимика) Языковые (жаргон, профессиональные термины) Фонетические (дефекты речи) Стилистические (Э-э-э, это самое, так сказать) Логические (несовпадение умозаключений) Барьеры коммуникативных перегрузок (большой объем информации) |
2 |
Личностные барьеры (психологическая несовместимость) |
Барьеры индивидуальных различий Идеологические Негативный прошлый опыт Барьеры предвзятости |
3 |
Личностные барьеры (негативные установки) |
Барьеры отрицательных установок Барьеры ожидания непонимания Барьеры возраста Барьеры недостаточного понимания важности общения |
4 |
Культурные барьеры |
Национальные Религиозные Этические Эстетические |
5 |
Организационные барьеры |
Барьеры излишней централизации Барьеры излишней дифференциации Барьеры неопределенности обязанностей и прав Барьеры нежелания делиться информацией |
6 |
Социальные барьеры |
Когнитивные Статусные Профессиональные Барьеры образования |
7 |
Физические барьеры |
Пространственные (удобство помещения) Временные (дефицит времени) Технические (исправность технических средств) |
1. Барьеры непонимания
большие паузы между словами, небрежность артикуляции, замедленность темпа, проглатывание окончаний, гнусавость, очень быстрая речь, дзеканье (вместо д-з), шепелявость, оканье, аканье; слова-паразиты вообще, блин, можно сказать …
2. Личностные барьеры связанные с психологической несовместимостью
3. Личностные барьеры, связанные с негативными установками
4. Культурные барьеры
5. Организационные барьеры
6.Социальные барьеры
7. Физические барьеры
Учащиеся требующие особого педагогического внимания
Если рассматривать ситуацию с точки зрения учителя, то мы видим ребенка, не вписывающегося в учебный процесс, чье поведение зачастую вызывает стресс у самого педагога.
Причины разные
Алкоголизм, насилие в семье. Учащиеся это скрываюти любят своих родителей.
Если это носит систематический характер, то развиваются посттравматические стрессовые расстройства:
они проявляются в виде раздражительности, нарушении сна, непослушании, трудности концентрации внимания, взрывных, непредсказуемых реакциях на то, что напоминает события, вызвавшие когда-то травму; симптомы повышенной возбудимости - это самые незначительные признаки расстройства, которое может вызываться бытовым насилием.
Когда ребенка бьют, унижают, подвергают угрозам, сексуально используют (или он является свидетелем), он приобретает уверенность в том, что нечего лучшего не заслуживает. Постепенно он убеждается в том, что и сам может накричать, избить, оскорбить, унизить другого. Привыкая к насилию в семье ребенок считает его нормой. Педагог, при общении с ребенком, должен учитывать возможность наличия насилия даже во внешне благополучной семье.
Необходимо вести работу по обучению учащихся социально адекватному поведению. Терпеливое разъяснение педагогом необходимости тех или иных правил, важности обучения, уважения его личного опыта дает положительный результат.
Но нельзя поддерживать деструктивность в поведении, высказывать понимание его искаженных ценностей, проявлять эмпатию по отношению к его деструктивным склонностям. Это может повлечь за собой их фиксацию.
Если у учащиеся отклонения в поведении ярко выражены и они регулярно провоцируют конфликтные ситуации на уроках, то «наставления», «увещевания», «поучения», «предупреждения» - чаще вызывает обратную реакцию. Необходимо подвести ребенка к осознанию случившегося.
Этапы:
1.Дать возможность выплеснуться накипевшему
2.учащийся должен назвать конкретные затруднения, перечислить все этапы развития ситуации
3.конкретизировать моменты, которые, по мнению учащегося, являются «камнем преткновения»
4.Выяснить эмоциональное отношение ребенка к случившемуся (мотив возникновения отношений).
5. Интерпретация учащимся эмоций и мотивов поступков других людей, участвующих в ситуации.
Вызывая учащегося на доверительный разговор надо давать себе отчет в том, что он может и не захотеть говорить с Вами. И это его право. А если стал доверять, то это серьезная ответственность. Броня, которой защищает себя ребенок, раздражает, но его защита от вторжения в его внутренний мир. Важно понимать и не принимать защитное поведение как повод для конфликта. Такому ребенку постоянно нужна эмоциональная поддержка. Необходимо помнить, что его психологическая защита (нарушение поведения), чаще рождается от беспомощности.
Учащиеся слабоуспевающие.
В колледж приходят дети с разным уровнем знаний за курс школя, мышления, мировоззрения, интеллектуального развития, мотивацией на обучение. Интеллект зависит от наследственности на 45%, от окружающей среды на 35%, от взаимодействия между этими факторами на 20%. Интеллектуальное развитие происходит главным образом впервые 20 лет жизни, причем в разном возрасте с разной скоростью. Этот факт обязательно должны учитывать педагоги к 8 годам интеллект развит на 1/2. А дальше развитие интеллекта может быть заторможено, если в этом возрасте будет расторможена сфера влечений. Порно дети начинаем смотреть в 7-11 лет, в 12-13 могут начать экспериментировать со своим телом, энергии на развитие интеллекта не хватает.
Почти все дети, которые были неуспешны в школе, имеют хронические заболевания или точечные поражения головного мозга.
То как будет взрослый воспринимать и познавать мир, рассуждать или выносить оценки, самовыражаться. В 15-16 лет практически интеллект уже сформирован. Мы можем повлиять на интеллектуальное развитие ребенка в очень малой степени, и не имеем права требовать от него больше, чем он может, а научить работать и дать «в руки» специальность мы обязаны. У таких учащихся обычно высокий уровень тревожности. Страх, что его могут вызвать, и он опять получит плохую оценку, насмешки со стороны других. Выдержать до 6 раз в день как тебя оценивают, не сможет и взрослый. (Как мы сами реагируем?)
От 60 до 90 % подростков до 18 лет пограничные состояния
Неврозы
Необходимость быть успешным лидером и всех расталкивать локтями
Фобии – страхи которые не дают жить (более 200) – головные боли, боли в животе, беспричинная тревога, невозможность усидеть на одном месте, повышение давления.
От страха можно умереть
Аутизм – знают но не могут ответить. Быстрый уход в себя, нет контакта с внешним миром, не терпят когда к ним прикасаются. Развитие в любом возрасте.
Зависимости
Алкогольная, наркотическая, игровая, компьютерная. Это инвалидность. Изменение работы надпочечников (гормоны)
Изменения могут происходить только на положительно окрашенном эмоциональном фоне. На отрицательных эмоциях восприятие материала не происходит. Когда чувствует, что его воспринимают и любят таким, какой он есть, ощущает поддержку и понимание, когда замечают его положительные качества, то эти закрепляются и развиваются.
Юношеский возраст характеризуется потребностью в понимании со стороны взрослого и принятии. Педагогическое общение невозможно без отношения. Учащиеся очень чувствуют отношение к себе. При всем своем желании и умении скрыть свои эмоции и чувства по отношению к ученикам учитель не в состоянии это сделать. Ведь существует много показателей отношения которые совершенно непроизвольно дают ученикам информацию об отношению к себе. Поэтому, важное условие педагогического общения доброжелательное отношение к ученикам, принятие их такими, какие они есть...
Только принимая подростка целиком, доверяя его становлению можно дать ему возможность стать тем, кем ему назначено стать. Совет Дейла Карнеги «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу! И люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их через много лет после того, как Вы уже забудете!»
Вы можете стать волшебниками – научить специальности и сделать их успешными хотя бы в одной области. Развить чувство принадлежности и этим обеспечить хорошее поведение
Ваш имидж
Английское слово «имидж» переводится как «образ», это целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, привлечения внимания, возможности вызвать интерес, очаровать.
Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, то есть образ, который можно назвать индивидуальным имиджем.
Но имидж – и социальное явление. В любом обществе всегда существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии – учитель, бизнесмен, директор, политик и т.д. В таких случаях речь идет о социальном и профессиональном имидже. Мы говорим: «Это работает на ваш имидж», «Подумайте о своем имидже» и даже «Вам надо изменить имидж» -- в том случае, если впечатление о человеке не соответствует ожидаемому от его профессии или положения в обществе.
Имидж человека формируют две основные составляющие: внешняя и внутренняя.
Внешняя составляющая имиджа включает одежду, прическу, мимику и выражение лица, жесты, голос, походку, манеры, речь и стиль общения. Согласно материалам очень многих исследований, красивым (по принятым в западной культуре стандартам) людям окружающие приписывают, как правило, гораздо больше позитивных личностных черт, чем некрасивым или «обыкновенным».
(Мошенники обычно имеют привлекательный внешний облик)
Внешняя составляющая имиджа может сильно расходиться с внутренней. Можно иметь красивое лицо, замечательный костюм, прекрасную походку, но если внутреннее содержание или внутренняя составляющая имиджа расходится с внешней, то это обнаруживается в речи и поведении.
Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Грамотность несовместима с совестной бранью и матом. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будите правильно вести деловую беседу и при разговоре с учащимися сможете грамотно изъясняться. Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы – четко и ясно выражать мысли. Говорить по делу так, чтобы всем было понятно. Грамотность речи требуется для профессионального роста.
О человеке мы судим прежде всего по его речи: кричит, грубит — злой; говорит вежливо, ласково — хочется думать, что добрый; косноязычен, «мычит», запинается — Бог обделил талантами; владеет литературным языком свободно — наверно, способный, далеко пойдет… Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, нам не интересны. Представьте руководителя, который вынул шпаргалку и читает по бумажке «свое выступление». Его не хотят слушать, шумят… Ему не завоевать симпатии подчиненных. А если на трибуне вдохновенный оратор, его речь не оставляет слушателей равнодушными. Они могут с ним не соглашаться, но участвовать в дискуссии хотят. А многие готовы ему не только поверить, но и пойти за ним! «Слово — дело великое, — писал Лев Толстой. — Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Но только в том случае, — добавим мы, — если мы владеем словом. К сожалению, в наше время это удается немногим… профессор Ирина Борисовна Голуб, профессор Дитмар Эльяшевич Розенталь КНИГА О ХОРОШЕЙ РЕЧИ
Внутренняя составляющая имиджа – это уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности. Это все то, что проявляется в поступках и речи, во всей деятельности человека: характер, направленность личности, профессионализм, помыслы и жизненные приоритеты, интересы, эрудиция и общий культурный уровень.
Человеку, не обремененному значительным духовным багажом, все время приходится принимать серьезную мину, чтобы не оплошать, не опростоволоситься, не обнаружить элементарных пробелов в эрудиции, не выказать отсутствие самостоятельного мнения и вкуса. И наоборот: человек, по-настоящему причастный к культуре, всегда может позволить себе непринужденную шутку по адресу бесспорных авторитетов, он легко и весело обращается с заветными ценностями.
Внутренняя составляющая имиджа соединяется с внешней многими нитями и прорастает в речи, манерах, стиле одежды, поступках.
Оцените Составляющие вашего имиджа: Навыки представления Звучание голоса Искусство общения (письменного и устного) Светские навыки Умение вести себя за столом Визуальный контакт Рукопожатие Осанка Поддержание формы Уход за собой Индивидуальный стиль и одежда Манеры.
Создает вам помехи. На среднем уровне. Выше среднего. Первоклассно
Рекомендации по успешному созданию своего имиджа.
Теперь вы имеете более ясное представление о своих недостатках, и вам будет легче с ними справиться. Вы имеете право на первоклассный имидж, такой, который представил бы вас в наилучшем свете, помог бы вам добиться уважения и самоуважения, и, что самое важное, дал бы вам уверенность в себе.
Пусть первым вашим шагом к этому будет принятие вами жизненных установок ПОБЕДИТЕЛЯ, свойственных людям, добившимся успеха в жизни (по результатам исследований американских психологов) :
Во всем образовательном процессе системы профессионального образования, ключевая фигура – мастер производственного обучения потому, что он учит профессий. На Вас возлагается большая ответственность. Учащиеся овладевают не только навыками выполнения определенных производственных операций, но и неосознанно копируют всё - движения, интонацию, особенности общения, собранность, пунктуальность, ответственность … и становятся похожими на своего мастера. Какой мастер – такая и группа. Если мастер грамотно организовал свое взаимодействие с группой, то на третьем курсе группа может быть организованной и без присутствия мастера. Это относится и к куратору группы, но чуть в меньшей степени.
Инструктаж как основной метод работы мастера производственного обучения
С методической точки зрения инструктаж – это сочетание объяснения и показа практических действий, приемов работ.
Психологами доказано, что человек только слушая, запоминает – 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а глядя и слушая – 65% преподносимой информации.
Существует несколько видов классификаций инструктажей:
Вводный - проводят для всей группы перед началом работы.
Вводный инструктаж включает в себя три основных элемента:
Целевая установка
Актуализация
Создание (триединая цель) знаний и опыта ориентировочной основы действия
Целевая установка – учащимся сообщают тему и цель занятия.
Актуализация знаний – новые знания должны опираться на ранее усвоенные, должны быть его продолжением. Мастеру производственного обучения необходимо установить связь между тем, что знают и умеют и тем, что предстоит узнать.
Ориентировочная основа действия может быть трех типов:
I тип – метод проб и ошибок
II тип – по принципу «делай как я»
III тип – по принципу «подумай и сделай сам»
Учащихся знакомят с организацией рабочего места, объясняют и показывают приемы выполнения работ и их последовательность, предупреждают характерные ошибки, указывают способы контроля и самоконтроля, разъясняют правила и приемы безопасной работы. Также отмечают основные критерии оценки качества.
Текущий – служит корректировке деятельности учащихся в процессе выполнении практических работ. Мастер производственного обучения проводит целевые обходы (например, по выполнению ПТБ, по правильной организации рабочего места, по соблюдению ТУ и т.д.) и индивидуальные консультации. При этом использует приемы: замечания, советы, рекомендации, беседы, повторные объяснения и повторный показ, личный пример.
Основные правила текущего инструктажа:
Заключительный – проводитсясцелью подведения итогов. Выполняется анализ недостатков и успехов учащихся в процессе выполнения работ, даются указания по подготовке к следующему занятию.
Для повышения эффективности заключительного инструктажа необходимо соблюдать следующие правила:
Устный инструктаж в свою очередь бывает: индивидуальный и фронтальный (групповой, бригадный).
В начале урока, как правило, инструктируется сначала вся группа (т. е. проводится фронтальный групповой инструктаж для сокращения времени). Затем по мере необходимости может быть проведен инструктаж по бригадам или индивидуальный.
Письменный инструктаж может применяться как самостоятельный вид, так и в сочетании с устным.
Преимущества письменного инструктирования:
-более эффективный, т.к. активизирует внимание учащихся;
-способствует лучшей организации занятий т. к. высвобождает время для индивидуальной работы с учащимися;
-усиливает самостоятельность учащихся, способствует более глубокому осмыслению материала;
-готовит учащихся к умению пользоваться технической документацией.
Письменный инструктаж различают по видам, формам.
Существуют различные средства письменного инструктирования: инструкционно-технологические карты, карточки-задания, плакаты-инструкции и т.д.
В практике работы мастера производственного обучения, как правило, используют сочетание различных классификаций инструктажей:
например, инструктаж вводный – устный – фронтальный
Учащиеся обязаны хорошо знать и неукоснительно выполнять правила по безопасной работе, а также мероприятия по охране труда. В связи с этим, как особый вид инструктажа выделяют инструктаж по технике безопасности. Этот инструктаж должен быть систематическим, плановым и фиксироваться в специальном журнале. Инструктаж по технике безопасности составляется мастером производственного обучения, согласуется с председателем профсоюзного комитета и утверждается директором.
Приступая к изучению новой темы или перед началом каких-либо практических работ мастер производственного обучения обязан, наряду с ознакомлением учащихся с технологическими процессами, устройством оборудования, проинструктировать о мерах безопасности, проверить знание и главное понимание этих правил и инструкций.
Ни один ученик не может быть допущен к практическим занятиям без проверки знаний ПТБ.
В оформлении мастерской обязательным элементом должны быть плакаты, стенды, предупредительные надписи, выписки из правил по технике безопасности.
Каждый случай травматизма, нарушений правил ПТБ должен быть проанализирован и незамедлительно обсужден в каждой учебной группе.
Метод демонстрации трудовых действий
Этот метод имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они будут сравнивать свои действия в процессе выполнения приемов и способов работы.
Демонстрация (показ) трудовых действий обычно проводится мастером производственного обучения во время вводного инструктажа. Осуществляется на рабочем месте преподавателя или одного из учащихся, при этом предварительно около него собирается вся группа или отдельное бригада (в зависимости от необходимого количества человек).
Осуществляется показ в три этапа продемонстрированных на схеме:
Схема показа трудовых действий
1 Этап |
2 Этап |
3 Этап |
В рабочем темпе |
В замедленномтемпе |
В рабочем темпе |
В основе данной поэтапности лежат психологические особенности процесса восприятия.
Полный и точный образ трудового действия в сознании учащихся возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, поэтому начинают показ с рабочего темпа. Затем для того, чтобы учащиеся могли осознать показываемое и разобраться во всех его подробностях, им нужно продемонстрировать каждый элемент раздельно, для этого выполняют трудовое действие и отдельно составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делая паузы между ними, фиксируя внимание учащихся не только на конечных результатах, но и на промежуточных моментах действия.
Воспринимая показ трудовых приемов, учащиеся должны не только понять, но и запомнить то, что им показывают. Поэтому показ следует повторить несколько раз подряд.
В конечном итоге учащиеся должны четко воспринять целостное трудовое действие, поэтому показ всегда должен начинаться и заканчиваться нормальным, рабочим темпом.
Условия повышения эффективности показа трудовых приемов
Закончив показ, мастер производственного обучения должен убедиться, насколько прочно усвоили учащиеся элементы работы. Лучший метод проверки - это воспроизведение учащимися показанных действий. Осуществляется в процессе использования метода упражнений.
Положение о школе молодого специалиста в учреждении образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее положение определяет нормативные, правовые, деятельностные и содержательные основы функционирования школы молодого специалиста (далее ШМС) учреждения образования «Минский государственный профессионально-технический колледж строителей имени В.Г. Каменского».
2. ШМС является структурным элементом системы методической службы колледжа, создается по решению администрации при наличии в колледжа вновь прибывших молодых специалистов.
2. ШМС представляет собой объединение работников, впервые приступивших к педагогической деятельности, преподавателей и мастеров производственного обучения, имеющих педагогический стаж менее двух лет; имеющих длительный перерыв в педагогической работе (более 3лет)
3. В своей деятельности ШМС руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь и настоящим Положением.
4. Координирует деятельность ШМС заместитель директора по УПР, руководителем ШМП назначается методист или опытный педагог.
5. ШМС имеет право привлекать к проведению мероприятий руководителей МК, педагога-психолога , педагога социального, педагога –организатора и других работников УО, готовых к передаче и трансляции опыта работы.
ЦЕНЛИ И ЗАДАЧИ ШМС
6. ШМС в колледже действует с целью обеспечения роста профессиональной компетентности молодых специалистов, их индивидуального продвижения, самореализации и поддержки.
7.Задачи ШМС:
- Создание условий для повышения квалификации и профессионального роста молодых педагогических работников;
- Оказание помощи молодым специалистам в адаптации в педагогическом коллективе;
- Оказание практической помощи в образовательной деятельности с учащимися;
- Повышение уровня дидактической и методической готовности педагогов к организации и проведению образовательной деятельности.
- Обеспечение освоения современной педагогической теорией и практикой
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМС
8.Выявление ведущих потребностей молодых специалистов путем индивидуального собеседования, проведения анкетирования, анализа подготовки и проведения урока, воспитательного мероприятия, внеурочной деятельности.
8. Разработка плана работы с учетом выявленных проблем.
9. Организация и проведение процесса обучения педагогов проводится в соответствии с планом в форме: семинар-практикум, лекция, обучение в процессе контроля и экспертной оценки заместителей директора и руководителей МО, наставничество (как индивидуальная форма работы), посещение занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов.
10.Разработка памяток и рекомендаций по организации образовательного процесса.
11. ШМС оформляет следующую документацию:
Положение о ШМС;
План работы на текущий учебный год;
Банк данных о молодых специалистах;
Анкеты;
Итоговый анализ работы ШМС за учебный год.
12. ШМС имеет право:
- Вносить в администрацию колледжа предложения по вопросам повышения результативности и эффективности обучения и воспитания обучающихся;
- Вносить изменения и дополнения в Положение о ШМС;
- Ходатайствовать перед администрацией колледжа о поощрении отдельных молодых специалистов за достигнутые результаты в работе.
ОБЯЗАННОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ШМС
13. Слушатель ШМС обязан:
- участвовать в заседаниях ШМС, практических семинарах и других мероприятиях, проводимых по плану ШМС;
- постоянно совершенствовать уровень своего профессионального педагогического мастерства
Проектирование урока производственного обучения
На первом этапе разработки плана занятия мастер производственного обучения формулирует его цели: обучения, воспитания, развития (методическую – для открытого занятия).
На втором этапе , мастер осуществляет отбор учебного содержания на основе тематического плана и перечня учебно-производственных работ
На третьем этапе производится выбор оптимальных методов и форм организации деятельности учащихся.
На четвертом этапе мастер разрабатывает, подбирает, подготавливает дидактические средства обучения в соответствии с задачами урока.
На пятом этапе ведется подготовка материально-технического оснащения учебно-производственной деятельности в соответствии с темой урока и видом деятельности.
На шестом этапе осуществляется разработка системы средств контроля учебно-производственной деятельности на уроке.
На седьмом этапе вся предварительная работа оформляется в виде плана урока (занятия).
Цели и типы занятий производственного обучения.
Типы учебных занятий |
Обучающие цели учебных занятий |
Вводное занятие
|
2.Ознакомить с правилами поведения в мастерской, на производственном предприятии, на рабочем месте. |
Учебное занятие по освоению и отработке трудовых приемов и операций |
1. Сформировать первоначальные профессиональные умения. 2. Отработать и совершенствовать профессиональные умения. |
Учебное занятие по выполнению комплексных работ |
1.Сформировать и отработать умения выполнять типичные (в соответствии с учебной программой) работы комплексного характера. 2. Совершенствовать (развивать) профессиональные умения. |
Контрольно-проверочное учебное занятие |
1.Проверить качества и уровень освоения учащимися сформированных профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой (по теме учебной программы, по разделу, за полугодие). 2. Обобщить и систематизировать профессиональные знания, умения, навыки. |
Тип урока и его содержание
Тип урока |
Характеристика содержания |
Особенности организации и методики проведения |
Вводный |
Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской и учреждением образованием. Ознакомление учащихся с базовым предприятием. |
Создание атмосферы торжественности, благожелательность и внимание к учащимся. Особое внимание к обеспечению доходчивости объяснений и яркости демонстраций. Организация встреч новичков с учащимися старших курсов и рабочими базового предприятия — выпускниками УО и другими рабочими предприятия. |
По изучению трудовых приемов и операций |
Формирование у учащихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с показанным мастером образцом и рекомендациями инструкционных карт. |
Особая роль личного показа мастером трудовых приемов и способов в формировании у учащихся ориентировочной основы действия. Широкое применение инструкционных карт с подробным описанием правил выполнения трудовых действий. Проведение специальных упражнений в отработке сложных трудовых приемов. Основное внимание к отработке правильности выполнения приемов и способов выполнения учебно-производственных работ. |
По выполнению простых комплексных работ |
Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении работ комплексного характера, включающих ранее изученные операции. |
Показ только новых, незнакомых учащимся трудовых приемов, способов. Широкое применение инструктивно-технологических карт, подробно раскрывающих технологию и правила выполнения учебно-производственных работ. Особое внимание к правильности и точности выполнения закрепляемых операций, выполнению технических требований к учебно-производственным работам в целом. |
По выполнению сложных комплексных работ |
Формирование умений и навыков выполнения, типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры. |
Стимулирование самостоятельности учащихся в пользовании технической документации, контроле и самоконтроле процесса и итогов работы. Постепенный переход от выполнения работ по предложенной мастером технологии к самостоятельному планированию трудовых процессов. Обеспечение качественного и высокопроизводительного выполнения работ. Особое внимание развитию самостоятельности, культуры труда, творческого подхода учащихся к выполнению учебно-производственных заданий. |
Контрольно-проверочный |
Выполнение контрольных работ. Выполнение проверочных работ (в соответствии с учебной программой). Определение уровня сформированности профессиональных знаний, умений, навыков учащихся, поэтапная аттестация учащихся. |
Полная самостоятельность учащихся в планировании, выполнении и самоконтроле выполнения контрольных и проверочных работ. |
Формы организации производственного обучения.
Характер взаимодействия |
Область применения |
Фронтальная форма |
|
Мастер работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая, учащиеся должны слушать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося |
1.В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал. 2.В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну иту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит повторный инструктаж для всех. 3.В ходе заключительного инструктажа, когда оценивается работа группы вцелом и отдельных учащихся |
Индивидуальная форма |
|
Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем рабочем месте. Задания для учащихся могут быть одинаковыми или разными |
1.В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют задания самостоятельно на своих рабочих местах |
Парная форма |
|
Мастер организует работы парами: «сильный» и «слабый» учащийся или два равных по успеваемости (учащийся-учащийся). Мастер проводит индивидуальный инструктаж (мастер-учащийся) |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация взаимооценки работы учащимися. 4..В процессе самостоятельной практической работы учащиеся выполняют роли консультантов, контролеров качества, оказывают помощь отстающим, помогают мастеру в организации учебно-производственной деятельности |
Личностно-ролевая форма |
|
Мастер передает часть своих обязанностей учащимся |
В процессе учебно-производственной работы учащиеся выполняют роли консультанта, контролера качества, оказывают помощь отстающим |
Коллективная (работа в бригадах, звеньях, командах и т. п.) форма |
|
Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично (за мастером остается ведущая роль) осуществляется членами учебно-производственного коллектива (бригады, звена) |
1.В ходе вводного инструктажа могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений. 2. В ходе практической работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3.В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в которой команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся |
Задачи учебного занятия и методы обучения
Основные задачи |
Возможные методы обучения (словесные, наглядные, практические) |
1. Организационный этап |
|
Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность |
Педагогическое наблюдение, беседа |
Проверка внешнего вида и присутствия |
Фиксирование, оценочные суждения, анализ, требование, похвала |
2. Этап вводного инструктажа |
|
Мотивация предстоящей деятельности, сообщение темы и целей урока |
Объяснение, показ, демонстрация готовых изделий |
Актуализация опорных знаний и умений по ранее пройденному материалу, связанному с предстоящей темой урока. |
Устный, письменный опрос, беседа, разбор производственной (проблемной) ситуации, элементы деловой игры, демонстрация видеофрагментов с пояснениями, разбор домашних заданий. |
Формирование смысловой структуры ориентировочной основы действий (ООД) при выполнении учебно-производственного задания |
Самостоятельный анализ учащимися производственных (стандартных и не стандартных, типовых, экстремальных, ошибочны и т.д.) задач и поиск оптимального решения. Объяснение, комментирование, учебное наблюдение мастера. |
Формирование двигательной структуры (ООД) при выполнении учебно-производственного задания |
Демонстрация мастером трудовых приемов и упражнений. Выполнение обучающимися отдельных упражнений-действий по изучению трудовых приёмов и операций. Коррекция действий. |
Первичная рефлексия результатов усвоения учащимися материала вводного инструктажа |
Выполнение учащимися подготовительных упражнений, апробирование инструментов контроля, комментирование, опрос. |
Выдача учащимся учебно-производственного задания, инструмента, приспособлений и расстановка по рабочим местам |
Сообщение норм выполнения работ, критериев и показателей оценки, прогноз последствий производственной деятельности. |
Формирование знаний о требованиях охраны труда (о безопасных приемах труда) |
Показ, объяснение, беседа, тренировочные упражнения, оценка, анализ |
3. Этап самостоятельной практической работы учащихся. Текущий инструктаж мастера |
|
Освоение умений, отработка навыков |
Упражнения по отработке трудовых действий, операций. |
Целевые обходы: проверка организации рабочего места и соблюдения безопасных условий труда; проверка правильности выполнения работы учащимися. |
Наблюдение, беседа, фиксирование затруднений и достижений учащихся, разъяснение, индивидуальный или фронтальный показ, анализ и оценка учебно-производственной деятельности, Повторный показ трудовых приемов. |
4. Этап заключительного инструктажа |
|
Подведение итогов работы за день; анализ и рефлексия учебно-производственной деятельности |
Обсуждение, оценочные суждения, сообщение отметок, комментирование, анализ результатов учебной деятельности |
Схема обеспечения урока производственного обучения
Материально-техническое обеспечение |
|
|||
|
|
Дидактическое обеспечение |
|
Памятка для молодого педагога
1.Приходите в учебный кабинет или учебную мастерскую немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в помещение последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите учащихся, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
3. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь группу. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
4.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
5.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите учащемуся, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
6.Заканчивайте урок общей оценкой работы группы и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
7.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
8.Удерживайтесь от излишних замечаний.
9.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к учебной группе.
План работы «Школы молодого специалиста» на 2022-2023 учебный год
ЦЕЛЬ:
Обеспечить рост профессиональной компетенции молодых специалистов, их индивидуальное профессиональное продвижение, самореализацию и поддержку
ЗАДАЧИ:
- выявление уровня профессиональной подготовки молодых специалистов;
- оказание практической помощи молодым специалистам по вопросам совершенствования теоретических знаний, формированию педагогического мастерства, адаптации в педагогическом коллективе;
- формирование умений по овладению активными формами, методами и приемами обучения и воспитания обучающихся;
- создание условий для саморазвития молодых специалистов и формирование потребности в непрерывном самообразовании.
Формы работы:
Теоретические семинары;
Встречи с педагогом-психологом, опытными педагогическими работниками и заместителями директора;
Открытые уроки (мастер-класс)
Консультация;
Анкетирование;
Круглый стол;
Самообразование.
Нормативная правовая база организации работы ШМС:
- Положение о школе молодого специалиста;
-Положение об организации наставничества;
1 год работы молодого специалиста:
Компетенции педагога – залог успешности учащихся
№, п/п |
Мероприятие |
Сроки проведения |
Ответственный исполнитель |
Собеседование с молодыми специалистами, выбор и назначение наставников. Разработка и согласование индивидуальных планов наставничества с молодыми специалистами на 2021-2022 учебный год |
август – сентябрь |
зам. директора по УПР зам. директора по УР старший мастер методист |
|
Практическое занятие «Учебно-программная документация и требования к ней». Инструктаж как основной метод работы мастера производственного обучения. Индивидуальное консультирование |
сентябрь – октябрь |
зам. директора по УПР старший мастер методист |
|
Знакомство с материально-технической базой. Мастер-класс по использованию электрооборудования «Бош» |
октябрь |
старший мастер |
|
Круглый стол «Особенности взаимодействия с учащимися различного вида учета (СОП, ИПР, дети-сироты), имеющими девиации в поведении» |
ноябрь |
методист педагог социальный |
|
Круглый стол. Выбор и обсуждение тем самообразования молодых специалистов |
декабрь |
методист психолог |
|
Семинар «Проблемы дисциплины на занятии – методически правильная организация процесса обучения» |
январь |
педагог-психолог методист |
|
Семинар «Принципы организации учебных занятий с учащимися, имеющими различный уровень обучаемости» |
февраль |
методист педагог-психолог |
|
Обучающий семинар «Стили педагогического взаимодействия Коммуникативные барьеры». Диагностика агрессивности педагога. |
март |
педагог-психолог методист |
|
Анкетирования молодых специалистов «Отношение к профессии» Изучения потребностей молодых специалистов в методической помощи. |
апрель |
методист педагог-психолог |
|
Планирование и организация взаимопосещения учебных занятий наставников и молодых специалистов |
в течение учебного года |
зам. директора по УПР старший мастер методист |
|
Круглый стол «Выполнение индивидуальных планов наставничества» |
май |
Старший мастер, Методист Наставники |
|
Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста» |
июнь |
зам. директора по УПР методист |
|
Организация и контроль посещение занятий, проводимых УМЦ ПО |