Анализ исследовательской деятельности учащихся с повышенной мотивацией по теме «Изучение признаков наследования в семье»
Учреждение образования «Минский государственный
колледж строительства имени В.Г. Каменского»
преподаватель Ременчик Ирина Леонидовна
Анализ исследовательской деятельности
учащихся с повышенной мотивацией
по теме «Изучение признаков наследования в семье»
1. Актуальность и перспективность.
Современные методы научного познания живой природы в системе образования основаны на включение учащегося в активный процесс приобретения знаний, умений и навыков. Важнейшими ключевыми показателями успешности процесса обучения является самостоятельность и активность обучающегося. Работы исследовательского характера становятся одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности в рамках образовательного процесса.
Принципиальным отличием профессионального образования от общеобразовательной школы является одновременное овладение обучающимися теоретическими знаниями и практическими навыками труда. Все это требует иных теоретических оснований, типологии и характеристик образовательных и педагогических технологий, гарантирующих эффективность обучения. Основным требованием к выпускнику учебного заведения профессионального образования со стороны работодателя выступает его способность и готовность эффективно осуществлять профессиональную деятельность, т.е. овладение профессиональными компетенциями.
Важнейшая задача начального профессионального образования не только передача обучающимся знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, профессиональных умений. А также разработка форм и методов управления познавательной и практической деятельностью, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей обучающихся. Это становится актуальным для решения данной задачи.
Решение этой проблемы я вижу в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время. Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь». И это действительно так, нужно давать детям возможность самим учиться. Я считаю, что моя задача как педагога состоит не просто в сообщении знаний, т. к. в этом случае информация, идущая от преподавателя, на основании исследований психологов усваивается на 30%, а в превращении процесса обучения обучающихся в инструмент творческого освоения биологии, самостоятельном получении знаний.
Цель опыта: Разработать и создать комплекс условий развития творческой активности, обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Задачи опыта:
1. Провести входную диагностику с целью определения уровня развития ключевых образовательных компетенций обучающихся.
2. Разработать алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций обучающихся и определить минимальные сроки получения первых значимых результатов применения новой технологии.
3. Организовать рефлексию собственной деятельности по внедрению новой технологии в практику.
4. Совершенствовать содержание предметного образования через внедрение программ предметного кружка.
5. Развивать творческий потенциал обучающихся через организацию индивидуальной и групповой исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
- высокая активность и результативность участия обучающихся в исследовательской, проектной деятельности; повышение уровня обученности;
- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;
- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
2. Технология педагогического опыта.
Наш колледж – это в первую очередь профессиональное учебное заведение, в связи с чем на предмет биологии отводится минимальное количество часов. Это осложняет планирование учебного процесса. Но использование исследовательской деятельности даёт возможность развить устойчивый интерес обучающихся к познанию естественных процессов.
Классификация исследовательских работ обучающихся.
Реферат - творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Учебное исследование — работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата.
Проект — творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).
Этапы организации научно-исследовательской деятельности обучающегося
Выделяется 7 основных этапов на которых четко прослеживаются деятельность преподавателя и обучающегося:
1.Этап мотивации
Преподаватель занимается разработкой тем исследовательских работ, создает условия для внутренней мотивации обучающихся.
Обучающийся выбирает уровень заданий согласно своим способностям.
Выбирает тему научно-исследовательской работы.
2.Этап корректировки и конкретизации темы исследовательской работы
Преподаватель знакомит с основополагающими принципами научного исследования. Определяет проблемное поле исследования.
Помогает корректировать и конкретизировать тему. Совместно с учащимися определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи.
Обучающийся формулирует тему научно-исследовательской работы, совместно с преподавателем корректирует и конкретизирует тему.
Знакомится с принципами научного исследования
З. Этап определение круга изучаемых источников
Преподаватель знакомит с методами исследования. Помогает определить круг изучаемых источников. Знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой, с Интернет сайтами.
Обучающийся знакомится с методами исследования. Совместно с преподавателем определяет круг изучаемых источников. Знакомится с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой, с Интернет сайтами.
4.Этап сбора материала по теме исследования и его систематизация
Роль преподавателя заключается в том, чтобы помочь организовать работу по сбору материалов в архивах, музеях, библиотеках, на сайтах Интернета.
Помогает обучающемуся составить вопросы для анкет, социологического опроса, систематизировать материал для научно-исследовательской работы. Обучающийся должен научиться работать с фондами библиотек, Интернетом, правильно конспектировать, составлять тезисы по изучаемому материалу. Совместно с преподавателем систематизировать собранный материал по теме исследования
5.Этап оформления исследовательских работ
Преподаватель знакомит с требованиями к оформлению исследовательской работы, корректирует написанный текст работы. Помогает решить спорные вопросы при написании текста.
Обучающийся знакомится с требованиями оформления научно-исследовательской работы. Совместно с преподавателем корректирует написанный текст.
6.Этап Публичного выступления на конференции (защита исследовательской работы)
Преподаватель объясняет принципы публичного выступления. Проводит тренинг. Слушает и корректирует выступление, выступает на защите исследовательской работы.
Обучающийся изучает принципы публичного выступления.
Совместно с преподавателем готовит письменный вариант публичного выступления. Отрабатывает навыки публичного выступления. Учитывая предложения преподавателя, корректирует публичное выступление. Выступает с докладом на защите исследовательской работы
7.Этап анализа научно- исследовательской деятельности обучающихся и планирование дальнейшей работы
Совместно с обучающимся преподаватель проводит анализ его научно- исследовательской деятельности. Помогает определить направления дальнейших исследований. Совместно с обучающимся составляет план дальнейших исследований.
Обучающийся совместно с преподавателем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности, корректирует направления дальнейших исследований, составляет план дальнейших исследований.
3. Результативность опыта.
Перед каждым человеком, в течение жизни, неоднократно возникают вопросы, связанные с наследованием тех или иных признаков. Знание закономерностей их наследования позволяет предсказать с определенной вероятностью, каким будет потомство от конкретного брака. Большое количество признаков наследуются с отклонениями от базовых закономерностей, описанных Г. Менделем. Важность их знания заключается в возможности предотвращения наследственных заболеваний, планирования семейной жизни и даже ее сохранения.
23 февраля 2024 года состоялась защита индивидуальных проектов по теме «Изучение признаков наследования в моей семье». Учащиеся с повышенной мотивацией справились с поставленными задачами и отразили смысл и суть исследовательской работы.
В заключение хотелось бы отметить, что исследовательская деятельность по биологии является неотъемлемой частью образовательного процесса и важной составляющей формирования мотивации к дальнейшему изучению предмета.
Исследовательская работа по изучению признаков в семье
«ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ»
Подготовил учащийся УО «МГК строительства
имени В.Г. Каменского» Куртов Данила
Введение.
Каждого из нас природа создала уникальным, неповторимым, особенным и не похожим на других. Это касается и цвета кожи, и длины и структуры волос, и овала лица, и фигуры, и, самое интересное, цвета глаз.
Цель исследования:
Выяснить, от чего зависит цвет глаз.
Для реализации поставленной цели я предположил решить следующие
Задачи исследования:
1. Изучить строение глаза.
2. Определить распространенность различных цветов глаз.
3. Определить, как цвет глаз влияет на характер человека.
4. Составить родословную моей семьи по цвету глаз.
5. Ответить на вопрос: может ли цвет глаз передаваться по наследству?
7. Сделать выводы исследовательской работы.
Гипотеза: У КАРЕГЛАЗЫХ РОДИТЕЛЕЙ МОЖЕТ РОДИТЬСЯ РЕБЕНОК ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ.
Объект, предмет и база исследования
Глаза, как органы зрения.
Участники исследования:
моя семья
одноклассники;
их родители;
преподаватель
Актуальность работы.
Считается, что глаза являются самым информативным источником сведений о любом человеке. Цвет глаз может многое рассказать. Не только взрослые, но и дети, должны иметь об этом начальное представление.
Методы исследования:
анализ,
изучение литературы,
анкетирование,
сбор информации,
наблюдение
обобщение.
Выраженное сходство между родителями, детьми и близкими родственниками по цвету глаз.
Глаза человека выполняют двойную функцию; с одной стороны - они являются органом зрения, с другой – контакта между людьми. Мы часто сталкиваемся с разными взглядами людей и, порой, без слов понимаем, что человек чувствует в данный момент по отношению к нам или к себе.
Определять по глазам чужие намерения и эмоции - исключительно человеческая привилегия, ведь человек - единственное существо, имеющее белки глаз! Даже у обезьян глаза совершенно чёрные. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять не только её чувства, но даже и направление её взгляда.
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо в сумерках, но от чего зависит цвет глаз?
Еще в конце XIX века существовала гипотеза, что у предков человека были исключительно темные глаза. Ханс Эйберг, современный датский ученый из Копенгагенского университета, провел научные исследования, подтверждающие и развивающие эту идею. Профессор также утверждает, что все голубоглазые обитатели Земли имеют общих предков, т.к. этот ген передается по наследству.
Я же предположила, что цвет глаз зависит от его строения. Изучив строение глаза, я сделала вывод, что за цвет глаз отвечает радужная оболочка.
Радужкой называется передняя часть глазной сосудистой оболочки. Она напоминает по форме диск, с отверстием по центру.
Цвет данного элемента глаза зависит от плотности ткани и количества пигмента (меланина). Если ткани рыхлые, а количество пигмента минимальное, то радужка будет иметь голубоватый оттенок.
При рыхлых тканях, но достаточном количестве пигмента цвет радужки будет разных оттенков зеленого.
Плотные ткани и малое количество пигмента делают радужку серой. А если при плотных тканях пигмента будет достаточно много, то радужка глаз человека будет коричневой.
У меня возник следующий вопрос, отчего зависит количество меланина? В разных источниках информации (книги, Интернет, беседы с учителем, родителями) не раз утверждалось, что цвет глаз определяется наследственностью. Может количество меланина связано с наследственностью?
Наследственность — свойство живых и растительных организмов передавать потомству некоторые свои свойства и качества.
Передача наследственных признаков обусловливает более или менее выраженное сходство между родителями, детьми и близкими родственниками.
С давних времен идут споры о том, что важнее для развития человека — наследственность или среда, в которой он живёт?
Ученые считают важным и то и другое. Лишь некоторые признаки не зависят от среды и полностью определяются наследственностью (цвет глаз, кожи, группа крови).
Наука о наследственности называется генетика.
Более сто лет назад никому тогда не известны австрийский учёный Грегор Мендель начал свои знаменитые многолетние опыты с растениями гороха. Ему удалось установить, что признаки «родителей» передаются «детям» по твердым законам наследственности.
Основа любого живого организма – клетка. Клетки размножаются, и поэтому организм растёт.
Откуда они получают команду создать такой же организм, как у родителей?
Как ребёнку предаются черты родителей?
Мендель только предположил, что есть в клетках такие мельчайшие, никем не видимые частицы, которые управляют передачей наследственных признаков. Он даже дал им название – гены.
Гены находятся в нитях особого вещества – ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Эти микроскопические нити закручены в спираль наподобие винтовой лестницы с миллионами ступенек, в которых при помощи химического кода записана информация.
Информацию о цвете глаз несут два гена – по одному от каждого из родителей. Гены могут быть доминантными и рецессивными.
Доминантный ген - ген, признак которого проявлен в организме. При скрещивании такой признак считается условно более сильным, т.е. он всегда проявится в случае, если второй ген будет иметь условно менее слабые признаки. Что и доказывают законы Менделя.
Рецессивный ген - ген не проявлен, хотя присутствует в генотипе, и может быть передан следующему поколению.
Практическая часть
Я составил родословную своей семьи по цвету глаз и выяснил, что моими родственниками являются люди с разным цветом глаз.
Следовательно, ген голубых глаз является доминантный, он определил и цвет моих глаз.
Проанализировав данные родословной, я увидел, что цвет моих глаз такой же, как у одного из родителей, цвет глаз мне достался от мамы.
Учитывая цвет глаз у родителей ученые-генетики провели подсчеты процентного соотношения возможности унаследования того или иного цвета и свели полученные результаты в единую таблицу. (Приложение 1)
Хочется рассказать Вам об очень интересном явлении – это гетерохромия.
Гетерохромия – это когда у человека разного цвета глаза. Разница в цвете глаз у человека вызвана избытком или недостатком пигмента – меланина. Такой редкий феномен встречается не только у людей, но и у животных, например, кошки. Давным – давно людей с разным цветом глаз считали что они с колдовством или черной магией. Они вызывали страх у обычных людей, но сейчас известно, что разный цвет глаз – это не проделки сверхъестественной силы. И наша Вика очень хорошая и добрая девочка .
Красный цвет глаз встречается только у альбиносов. Он связан с отсутствием в радужной оболочке меланина. Поэтому определяется кровью в сосудах радужной оболочки. У нас таких учеников не обнаружено.
Среди участников исследования больше всех оказалось тёмноглазых.
Цвет глаз может меняться в течение жизни. Большинство новорождённых европеоидной расы рождается с синими или голубыми глазами, однако на 3—6 месяце жизни цвет глаз может потемнеть. Это связано с накоплением меланоцитов в радужной оболочке. Окончательно цвет глаз устанавливается к 10—12 годам. У пожилых людей глаза иногда бледнеют, что связано с депигментацией, происходящей по причине развития склеротических и дистрофических процессов. Также цвет глаз может меняться из-за болезни.
Интересные факты как цвет глаз влияет на характер человека.
достижимых целей, но не смотря на свой сильный характер такие люди очень впечатлительные и стараются это скрыть.
Заключение
Самую сложную и самую красивую систему создала природа. Это глаза человека и животных. В процессе исследования я понял, что нас окружают люди с разным цветом глаз.
Итак, я добился той цели, которую ставил перед собой в начале исследования - выяснил, отчего зависит цвет глаз.
За цвет глаз отвечает пигмент меланин, который находится в радужной оболочке глаза. Какое количество меланина будет содержаться в радужной оболочке глаза, зависит от наследственных характеристик. Проще говоря, ребенок наследует гены обоих родителей, их сочетание и будет определять, каким цветом будут глаза ребенка. Цвет глаз ребенка определяют родительские гены, но и прабабушки и прадедушки могут внести свой вклад во внешность ребенка.
Теперь я могу объяснить, почему у меня глаза голубого цвета. Голубой цвет глаз достался мне по наследству, от мамы. Ген голубых глаз, находящийся в молекуле ДНК, «приказал», чтобы в радужной оболочке образовались рыхлые ткани, а количество пигмента минимальное , что делают радужку голубой.
Таким образом, я полностью подтвердил выдвинутую мною в начале исследования гипотезу о том, что у кареглазых родителей может родиться голубоглазый ребёнок.
В процессе проведения исследования я обращался к различным источникам информации: книгам, справочникам, к Интернету. Узнал много интересного о цвете глаз и собрала топ 10 фактов о цвете глаз
В ходе работы я убедился, что проводить исследование – это очень интересно и увлекательно.
Данная тема кажется мне очень интересной и актуальной, поэтому я планирую продолжить исследование.
Список использованных источников информации
Хочу всё знать про все на свете. Справочник для детей. Издательский Дом «Ридерз Дайджес», 2017.
Что такое? Кто такой: В 3 т. Т 2 – М: Педагогика Пресс, Издательский Дом «Современная педагогика», 2017.
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://about-vision.ru/chem-opredelyaetsya-tsvet-glaz-cheloveka/
http://infoglaza.ru/tsvet-glaz/13-cvet-glaz
https://sites.google.com/site/kiriusa43/3-zakona-mendela
Итоговый индивидуальный проект «Наследование цвета глаз»
---